1.7.1. Инвестиционная политика развития отрасли заключается в обосновании пропорций, темпов, стратегий развития и их реализации при государственном регулировании и контроле инвестирования капитала.
В этой связи необходимо:
· создание системы финансирования инфраструктуры со среднесрочным горизонтом планирования ассигнований;
· гарантирование государством принятых на себя обязательств в среднесрочном планировании;
· изменение структуры финансирования транспорта в системе «государство - инвестор - пользователь» в направлении увеличения доли пользователей и инвесторов на основе опыта государственно-частного партнерства (концессии, долгосрочная аренда и др.), привлечения внешних и внутренних займов, налоговых преференций, государственных гарантий по займам, частичного субсидирования банковских процентных ставок из средств госбюджета, совершенствования залогового законодательства.
Инвестиционная политика формируется на уровне Правительства при непосредственном участии Минэкономразвития, Минфина и Минтранса.
|
|
Перед отраслью на прогнозируемую перспективу или период ставятся задачи по определению основных пропорций: объема перевозок и объемов перевалки грузов в портах. Отрасль (Министерство транспорта и Агентство морского и речного транспорта) определяет потребности в ресурсах для выполнения протезируемых показателей работы (структура транспортного флота, мощности перегрузочных комплексов в портах, объемы судоремонтных работ) с учетом использования уже имеющейся производственно-технической базы.
На следующем этапе планово-экономическими подразделениями отрасли анализируются и сопоставляются намеченные объемы работ с имеющимися в отрасли возможностями с учетом выделенных инвестиций на развитие. Уточненные отраслевые предложения утверждаются при помощи составления титульных списков крупнейших строительных объектов. Входной информацией для решения этой задачи являет прогнозируемый объем работы морского транспорта (в тоннах отправления и тонно-милях) и размер выделяемых ресурсов. Распределение капитальных вложений с учетом строительно-монтажных работ предполагает двухуровневый характер: на уровне отрасли «Морской транспорт» и на уровне подотрасли «Морские порты». На первом уровне морские порты выступают как элемент системы «Морской транспорт», а на втором - как самостоятельная система, элементами которой являются отдельные порты и перегрузочные комплексы.
Между подотраслями системы существуют определенные взаимообусловленные связи. В общем виде они проявляются в том, что увеличение производственных мощностей в одной подотрасли вызывает их уменьшение в другой.
|
|
Таким образом, в этой саморегулируемой отраслевой системе находит отражение частичная взаимозаменяемость расчетных параметров производственных мощностей материально-технической базы флота, портов и судоремонтных предприятий.
1.7.2. Бюджетное финансирование транспорта должно направляться на следующие цели:
• обеспечение функций государственного управления в транспортной сфере;
· гарантия работоспособного состояния и воспроизводства объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
· гарантия сохранности опорной транспортной сети;
· бюджетное финансирование важнейших транспортных проектов;
· гарантия финансирования законодательно закрепленных государственных обязательств;
· целевое субсидирование пользователей транспортных услуг и важнейших перевозчиков;
· финансирование мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;
· обеспечение безопасности на транспорте.
1.7.3. Перспективная модель финансирования транспортной отрасли в соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации (на период до 2020 г.)» ориентирована на создание следующих условий дня повышения ее инвестиционной привлекательности:
• разработка экономических механизмов, стимулирующих обновление парка транспортных средств;
• предоставление государственных гарантий по крупным инвестиционным проектам, капиталам отечественных и иностранных инвесторов;
• развитие лизинга транспортных средств;
• создание консорциумов и других объединений реализации капиталоемких проектов;
• учет особенностей транспортной инфраструктуры при аренде имущества, землеотвода и землепользования.
Перспективным направлением привлечения негосударственных средств для финансирования транспортной отрасли является государственно-частное партнерство общей формой которого являются концессии (прежде всего в сфере железнодорожного строительства, аэропортов, общественного транспорта и платных дорог).