Язык как система систем. (качественное различие между элементами разных подсистем,системные оппозиции,парадигматические и синтагматич)

Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и гипонимические (иерархические).

Парадигматические отношения — это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд.

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения.

Синтагматика и парадигматика тесно связаны, одно невозможно без другого: парадигма устанавливается на основе словоупотребления, правильное употребление невозможно без знания парадигмы (синонимического ряда, паронимов и т.д.).

Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения во времени представлений, т.е. образов явлений действительности. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Эти виды ассоциаций играют большую роль при употреблении эпитетов и метафор, при образовании переносных значений слов.

Иерархические отношения — это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего. Иерархические отношения наблюдаются между единицами разных ярусов языка, между словами и формами при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами при объединении их в синтаксические типы.

Ассоциативные, иерархические и парадигматические отношения противостоят синтагматическим тем, что последние является линейными.При системно-структурной парадигме внимание было ориентировано на предмет, вещь, имя, поэтому в центре внимания находилось слово.Системно- структурная парадигма основывалась на допущении, что элементы языка могут быть квалифицированы с достаточной полнотой и необходимой строгостью, если будут рассматриваться как составные части более широкого универсума, представляющего собой некую систему и определяющего наиболее существенные свойства каждого отдельно взятого элемента. Это означало перенос центра тяжести в лингвистическом исследовании на языковую имманентность и потребовало жесткого ограничения языка от всякого рода смежных феноменов (прежде всего – культуры, человека, общества). Язык рассматривался по Соссюру «в самом себе и для себя». В русле этой парадигмы по-прежнему строятся учебники и академические грамматики, пишутся различного рода справочные издания. Фундаментальные исследования, выполненные в рамках этой парадигмы, являются ценнейшим источником сведений не только для современных исследователей, но и для будущих поколений лингвистов, работающих уже в иных парадигмах.

Антропоцентрическая парадигма (номинативно-прагматическая парадигма у А.М. Ломова), переключает интересы исследователя с объекта на субъект познания, анализируется человек в языке и язык в человеке. В качестве основных направлений, формирующихся в рамках данной парадигмы, называются когнитивная лингвистика и лингвокультурология. Идея антропоцентричности языка -- ключевая в современной лингвистике. В наше время целью лингвистического анализа уже не может считаться просто выявление различных характеристик языковой системы.С позиций антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем. Многочисленные языковые подтверждения тому, что мы видим мир сквозь призму человека, это метафоры типа: метель разыгралась, метель укутала людей, снежинки пляшут......

Системно-структурная и антропоцентрическая парадигмы включают не только различные методы исследования, но и разное понимание самой природы языка.

Социолингвистическая парадигма:

Язык и общество — одна из центральных проблем современной лингвистики, данная проблема формируется на базе более частных: общественный характер возникновения, развития и функционирования языка; природа его связей с обществом; социальная дифференциация языка в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы; социальные различия в использовании языка в связи с многообразными сферами его применения; взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах; условия приобретения одним из языков функций средства межнационального общения; формы сознательного воздействия общества на язык и т. п.

Социолингвистика описывает язык через категорию формы существования языка.

ФСЯ - одна из конкретных форм его структурной организации и функционирования в чел.коллективе. Форм проявления языком своего соц.назначения - быть средством общения - в языках мира много. Это обусловлено назнообразием историч., социальных, культур. и др. жизненных условий и потребностей социумов, неповторимостью конкр.обстоятельств, в кот. складывается, развиввается и функционирует тот\иной яз... Но несмотря на это, есть повторияющиеся, наиб. типичные формы жизниязыка в обществе.

Сейчас выделены такие формы реализации этнических языков: лит.яз, нар-разг. яз. (нет в рус.яз.), койнэ, тер.диалект, соц.диалект, просторечия, пиджин, креольский яз (последние 2 - формы скрещивания яз.)

ФСЯ можно обозначить как соц.вариант реализации языка.

Этнический яз. - ориентирован на то, что данный яз. есть принадлежность данного этноса. Этнос, в своём существовании во времени, проходит опред. этапы (связ. с конкр. экономической формацией): родовой, рабовлад., феодальный, капиталист., социалистич., постсоциалист. строй.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: