Язык и речь. Критерии разграничения языка и речи

Язык - потенциальная система объективно существующих, социально закреплённых знаков. Знаки соотносят понятийное содержание и типовое звучание. Идеальное образование. Речь - конкретная реализация единиц и категорий языка. Материальный феномен. Основная материя - членоразд-е звуки+жесты, кинетич.речь, певческая речь

Соссюр: Речь - индивид. акт воли и понимания, язык - социальный элемент лингвальной деятельности, кот. является внешним по-отнош. к индивиду.

__________

Сущностные свойства языка:

Начиная с антич. философии (Демокрит), 2 наиб. важных сущностных свойства:

1. Членораздельность

2.Знаковость/символичность

+

3.Яз.-средство слциализации индивида, средство осуществления мышления и деятельности познания

4. В своём внутр. бытии яз.=деятельность

5. В индивид.яз.мышлении - составная часть психосоциальных процессов

6. Яз. - связующее звено м\у миром и человеком

7.Яз. - орудие и средство общения; средство выражения готовых мыслей; средство создания новых мыслей (участвует в процессах когниции); средство познания самого себя (внутр. рефлексия);

8. Яз. связан с мировИдением, запечатлевает опред. картину мира.

РЕЧЬ:

Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

Речь отражает яз.компетенцию индивида, его опыт. Это один из видов творческой деятельности человека. Индивидуальность речи - в выборе элементов, их объединении, частности употребления вариантов. Речь индивидуальна по исполнению - имеет автора, социальна по своей роли - способ общения в коллективе. Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы» и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

_______

Антиномия Язык-речь:

сейчас рассм. в 3х аспектах: гноссеологический (=филос.; яз. и речь - явление разных ступеней абстракций; яз.-общее,абстр., речь - отд.,конкр.; не зависят др.от др.), антропологический (яз. - психическое, речь = психофизиологич.), прагматический (=целевой, функциональный; яз.-нечто стабильное, общепринятое,постоянное; речь - подвижное, окказиональное).

. Фердинанд де Соссюр разделил 2 понятия – язык и речь. Я – это определённый класс знаковых систем. Я -реальная знаковая система, используемая в социуме, в некотором пространстве. Я – явление социальное. Речь – индивидуальна. Щерба предл разгр-ть 3 аспекта: 1 речевая деятельность 2 языковая система – словарь, грамматика языка 3 языковой материал – тексты (сов-ть всего говоримого и понимаемого в пр-се общ-я) Речь – это процесс говорения, так и результата этой деятельности (тексты) Речь – сознательна, целенаправленна, социальна

Различение в лингв понятий "язык" и "речь". Речь1 как говорение (или писание) и понимание, те как деятельность, конкретный процесс пользования языком, и речь2 как конкретный результат пользования языком в виде речевого материала. Язык1 как естественное средство человеческого общения во всех его проявлениях и язык2 как система вербальных знаков и правил их использования в отличие от речи как самого использования языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: