Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.ниже).
Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II,
где РП - объем реализованной продукции; ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; ВП - объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд): Кд = (ВП0 - ВПн): ВП0,
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам.
|
|
ЗАДАЧИ
1. На основе данных бухгалтерской отчетности провести анализ производства продукции за последний год исследования. Результаты представить в форме таблицы 1.
Таблица 1. - Анализ производства продукции | |||||||
Виды продукции | Площадь, га | Поголовье | Ур-ть, ц/га | Прод-ть, ц/гол | Валовой сбор, ц. | ||
Пшеница: | - | - | - | - | - | ||
Мироновская 808 | - | - | |||||
Московская | - | - | |||||
Мичуринская | - | - | |||||
Рожь | - | - | |||||
Картофель | - | - | |||||
Молоко цельное | - | - | 9,6 | ||||
Мясо КРС | - | - | 7,8 | ||||
2. Определить выручку и себестоимость реализации продукции, приведенной в таблице 1. Оценить эффективность производства представленных видов продукции и выявить наиболее рентабельную. таб2.
Таблица 2. - Определение эффективности производства продукции предприятия
Виды продукции | Цена, т.р. | с/с ед, т.р. | Объем реал., ц | Выручка | Полная с/с | Пр (Уб) | Рентаб.,% |
Пшеница: | - | - | - | ||||
Мироновская 808 | |||||||
Московская | |||||||
Мичуринская | |||||||
Рожь | |||||||
Картофель | |||||||
Итого по раст-ву | - | - | - | ||||
Молоко цельное | |||||||
Мясо КРС | |||||||
Итого по жив-ву | - | - | - | ||||
В целом по хоз-ву | - | - | - |
3. Определить какая часть произведенной продукции реализуется, и выявить тот вид продукции, по которому удельный вес реализованной продукции выше.
|
|
Таблица 3. - Анализ соотношения объемов произведенной и реализованной продукции | |||||
Виды продукции | Объем пр-ва | Объем реал. | Отклонение, ц | Отношение, % | |
Пшеница: | |||||
Мироновская 808 | |||||
Московская | |||||
Мичуринская | |||||
Рожь | |||||
Картофель | |||||
Молоко цельное | |||||
Мясо КРС |
4. По имеющимся исходным данным провести факторный анализ объема реализации продукции на исследуемом предприятии. В качестве плановых показателей использовать данные наиболее эффективного предприятия. Рассчитать общий коэффициент конкурентоспособности.
Виды продукции | Объем пл. | Цена пл. | Объем факт. | Цена факт. |
Пшеница: | ||||
Мироновская 808 | ||||
Московская | ||||
Мичуринская | ||||
Рожь | ||||
Картофель | ||||
Молоко цельное | ||||
Мясо КРС |
Таблица 5. - Анализ факторов, влияющих на сбыт продукции, и ее конкурентоспособности | |||||||
Виды продукции | Выручка пл. | Выручка усл. | Выручка факт. | ∆1 | ∆2 | ∆3 | Пк |
Пшеница: | 3ст.-2ст. | 4ст.-3ст. | 4ст.-2ст. | 4/2 | |||
Мироновская 808 | |||||||
Московская | |||||||
Мичуринская | |||||||
Рожь | |||||||
Картофель | |||||||
Молоко цельное | |||||||
Мясо КРС |
Принять управленческое решение: какой вид продукции (в животноводстве и растениеводстве) предприятию выгодно производить и реализовывать, основываясь на имеющейся информации.
Показатель конкурентоспособности (Пк) можно определить по формуле:
Пк = Vр.п. / Vр.п.а., где
Vр.п. - объем реализованной продукции
Vр.п.а. - объем реализованной продукции аналога
Если Пк > 1 - продукция конкурентоспособна,
если Пк < 1 - продукция неконкурентоспособна.
Поскольку отдельные виды сельскохозяйственной продукции неравнозначны для общей характеристики конкурентоспособности (это характерно для зернового производства) продукции, то каждому сорту, категории присваивается балл и находится удельный вес этого сорта продукции в общей оценке.
Поэтому общий коэффициент конкурентоспособности будет определяться по формуле:
Пк = Σ(балл каждого сорта * Jв.с.) / Σ баллов, где
Jв.с - удельный вес конкретного сорта продукции в общей оценке.
Показатель измеряется в %.