Безразборная дефектация и техническая диагностика

Техническая диагностика — это процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью. Результатом диагностирования (технического диагноза) является заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причины дефекта. При диагности­ровании следует различать рабочее воздействие на объект при его функционировании, и тестовое воздействие на объект, подаваемое только для целей диагностирования.

Сущность безразборных методов диагностики неисправностей заключается в том, что исследуются признаки и измеряются ка­кие-либо параметры (группа параметров) работающей машины. Полученные данные сопоставляются с нормативами допустимых отклонений, установленных на исправных и отрегулированных ма­шинах. В результате анализа делается общее заключение о техни­ческом состоянии машины и принимается решение по ее ремонту.

Применение методов безразборной дефектации техниче­ского состояния машин дает значительный экономический эффект: создаются оптимальные условия регулировки рабочих параметров, влияющих на экономичность работы машины и износ деталей; пре­дупреждаются аварийные состояния машины; сохраняются условия приработки сопряженных деталей. В результате повышается надеж­ность и долговечность, увеличивается межремонтный период и со­кращаются затраты на ремонт машины.

Разработаны методы и технические средства безразборной дефектации для двигателей внутреннего сгорания, турбин, турбо­нагнетателей, компрессоров, насосов, редукторов, судовых систем и т. д. Наибольшее распространение получили следующие методы:

-диагностика по внешним признакам работы (шумность, дымность, нагрев, вибрация, течь, пропаривание и т. д.);

- измерение выходных рабочих параметров (производительность, мощность, скорость и т. п.);

- измерение параметров рабочих процессов (давление, температу­ра, скорость рабочих органов, расход рабочего вещества и т. д.);

- анализ состава продуктов износа при трении (или другом виде износа);

- анализ состава и свойств веществ, используемых в рабочих процессах.

При нормальных условиях эксплуатации и оптимальной регу­лировке механизмов, обслуживающих двигатель, изменение внеш­них признаков его работы связано прежде всего с износами тру­щихся пар.

Увеличение зазоров в коренных шатунных и головных подшип­никах приводит к появлению стуков. При увеличении зазоров усиливается нагрев подшипников.

Износ зеркала цилиндра, тронка поршня и поршневых колец изменяет и динамику работы поршневой группы. При этом увели­чиваются стуки при подходе поршня к верхней и нижней мертвым точкам, меняется общий характер вибрации двигателя, увеличива­ются дымность и происходит прорыв газов в картер.

Простейшими техническими средствами безразборной диагности­ки являются стетоскопы, термометры, термокарандаши, газоанали­заторы, вибрографы, виброметры.

Наиболее объективная количественная оценка технического со­стояния дизеля достигается применением метода виброакустического контроля, который проводится с использованием специальных виброакустических приборов.

В основу метода положена зависимость параметров шума и вибрации от кинетической энергии подвижных соединений.

Увеличение зазора в сопряжении при эксплуатации меняет величину параметров вибрации: амплитуды, частоты, типа спект­ральной кривой и общего уровня вибрации.

Сопоставляя спектры вибрации, полученные при диагностике, со спектрами вибрации начального и предельно допустимого перио­дов эксплуатации, можно оценить техническое состояние двигателя. Для ведения виброакустического контроля выпускаются различные приборы, которые измеряют отдельные параметры вибрации и могут собираться в универсальную блок-схему для одновременного конт­роля нескольких параметров. Одновременный контроль всех выход­ных параметров ДВС практически неосуществим, и экономически нецелесообразен, поэтому для технической диагностики выбирается определенное количество параметров. Наибольшее количество пара­метров определяется при стендовых, швартовных и ходовых испытаниях, когда проводятся комплексные теплотехнические ис­пытания двигателей.

На рисунке 5 дана зависи­мость энергии вибрации блока двигателя от частоты: кривая 1 — для предельного и кривая 2 — для нормального зазоров между поршнем и цилиндровой втулкой.

На рисунке 6 показан пример зависимости вибрации цилиндровой втулки двигателя от частоты вращения при различных значениях теплового зазора втулка—поршень.

Рисунок 5. График зависимости энергии Рисунок 6. График зависимости вибрации





Подборка статей по вашей теме: