Цель | 1) Упражнять детей в беге, сохранении равновесия. Продолжать учить выбирать водящего с помощью считалки. 2) Развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. 3) Воспитывать дружеские отношения, справедливость, внимание, выдержку. |
Оборудование | Полумаска совы |
Сбор детей на игру | Зазывалка: Раз. Два. Три, четыре, пять, Мы выходим поиграть. |
Создание интереса | - Ребята, послушайте загадку: И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся, дрожа! Очень уж суровы Филины и... (Совы) - Правильно! И я вам предлагаю поиграть в игру сова. Хотите? |
Объяснение игры | Один из вас будет совой, а кто мы выберем по считалке. Остальные будут бабочками и жучками. На слова: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слова: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились и отводит их в гнездо. Вопросы: 1) По какому сигналу бабочки и жучки должны замереть? 2) На какой сигнал вылетает сова? |
Распределение ролей | Сову выбираем по считалке. |
Ход игры | С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне - "гнездо совы". "Сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. На слова: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слова: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). |
Дозировка | 5-6 раз |
Подведение итогов | Отмечаю детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо. |
«Море волнуется»
|
|
Задачи | 1. Совершенствовать навыки в движении рук, головы, туловища, ног; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать выносливость. |
Оборудование | Отсутствует |
Сбор детей на игру | Шалуны – бегуны, Становитесь поиграть, Выбегайте во дворы, Воеводу выбирать. |
Создание интереса | «Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохане В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане Всегда и везде, вечная слава воде!» |
Объяснение игры | Наша игра называется «Море волнуется». Вы стоите по залу врассыпную, говорите слова, после чего делаете морскую фигуру. Ведущий выбирает лучшую фигуру. Вопросы: 1.После чего вы делает фигуру? 2.Кто выбирает лучшую фигуру? |
Распределение ролей | !-й раз выбираю сама по считалке: Чайки жили у причала, Раз, два, три, четыре, пять Их река волной качала. Помоги их сосчитать. 2-4 раз тот ребенок ведущий, у кого была лучшая фигура |
Ход игры | Ребятки, встали кто глее хочет, ведущий встал в сторону. Дети говорят слова: Море волнуется раз, Море волнуется три – Море волнуется два, Морская фигура замри! Дети замирают, делая любую морскую фигуру. Ведущий выбирает фигуру. Выбрал (а)? почему тебе понравилась именно эта фигура?, Как она называется? |
Дозировка | 4 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить ребенка, который лучше всех сделал фигуру. Отметить выбора ведущих, выбрали ли они самую лучшую фигуру или просто из-за дружбы с ребенком. |
Иголка, нитка, узелок (бурятская народная игра)
|
|
Задачи | 1. Совершенствовать навыки ходьбы друг за другом; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать внимательность, смелость. |
Оборудование | Отсутствует |
Сбор детей на игру | Встало солнышка давно, Вы, ребятки, в круг бегите Поиграть зовет оно. И игру вы заводите! |
Создание интереса | Отгадайте загадку: Маленького роста я, Носом путь себе ищу, Тонкая и острая. За собою хвост тащу (иголка с ниткой) |
Объяснение игры | Наша игра называется «Иголка, нитка, узелок». Я по считалке выберу иголку, нитку, узелок, а остальные все держатся за руки в кругу. Иголка, нитка, узелок выбегают и забегают в круг. Если нитка, узелок оторвались, то выбираются др. иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга, и закрывать его. Вопросы: 1.Что делают иголка, нитка, узелок? 2.Когда закрывают играющие круг? |
Распределение ролей | Каждый раз выбираю по считалке: Шла кукушка мимо сети, - Ку-ку-мак! А за нею малы дети, Убирай один кулак! |
Ход игры | Иголку, нитку, узелок я выбрала, а теперь все остальные встают в круг и держатся за руки. А иголка, нитка, узелок ходят из круга в круг. (контролирую деятельность детей и по ходу игры комментирую ее действия) |
Дозировка | 3 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отмечаю самую лучшую тройку - иголку, нитку, узелок и желаю играть в следующий раз лучше тем, кто не справился с игрой. |
Пастух (армянская народная игра)
Задачи | 1. Совершенствовать навыки увертывания и бега; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать внимательность, смелость, ловкость. |
Оборудование | Полумаска волка, палочка – для пастуха |
Сбор детей на игру | Встало солнышка давно, Вы, ребятки, в круг бегите Поиграть зовет оно. И игру вы заводите! |
Создание интереса | Кто пасет овец и коз, там где луг травой зарос? (пастух) |
Объяснение игры | Наша игра называется «Пастух». Я по считалке выберу волка и пастуха. На одной стороне овцы и пастух, на др. волк, посередине ручеек. Волк и пастух говорят слова. После слова «не отдам», волк прыгает через ручей и старается дотронуться до овец, если дотронулся, то овца идет к волку. Вопросы: 1.На какой сигнал волк бежит к стаду? 2.Что делает овечка, если волк до нее дотронулся? |
Распределение ролей | Первый раз по считалке выбираю пастуха и волка: Раз, два, три, четыре, пять,- «Да» и «нет» не говорить – Мы сейчас хотим играть. Все равно тебе водить. |
Ход игры | Встает солнышко, пастух пошел пасти овечек и привел он стадо на луг, но вдруг волк увидел стадо и: Волк: «Я волк гонный, унесу!» Пастух: «Я пастух смелый, не отдам!», волк побежал, дотрагивается до овечек, пастух старается их прикрыть. Кого смог волк забрать себе, смотрим? |
Дозировка | 3 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить самого активного волка и самых ловких овечек |
Игра с платочком (удмуртская народная игра)
Задачи | 1. Совершенствовать навыки бега; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать активность и смелость. |
Оборудование | Платочек |
Сбор детей на игру | Встало солнышка давно, Вы, ребятки, в круг бегите Поиграть зовет оно. И игру вы заводите! |
Создание интереса | Внести платочек |
Объяснение игры | Наша игра называется «Игра с платочком». Я выберу 2-х ведущих, одному дам платочек, остальные встают в круг парами, друг за другом. По сигналу «беги», ребенок с платочком убегает, а др. догоняет, бегать нужно за кругом. Ведущий с платочком может предать его любому играющему, стоящему в паре и встать на его место. Ведущий, оставшейся без пары, догоняет ребенка с платочком. Вопросы: 1.У кого в руках должен быть платочек? 2.На какой сигнал можно бежать? |
Распределение ролей | По считалке выбираю двух детей: Крутим прыгалки быстрее, Ты прыжки свои считай Выбегаем веселее. Зацепился, вылетай! |
Ход игры | Я выбрала... (имена детей), остальные встали в круг парами, друг за другом. «Беги»... старайся догнать... (В игре говорю: если устали бегать, передайте кому-нибудь платок). Играем веселее! |
Дозировка | Не более 5 минут |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить детей, которые смогли поймать убегающего с платочком, отметить того, кого не догнали |
Краски (русская народная игра)
|
|
Задачи | 1. Совершенствовать навыки бега 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать сознательность, внимательность. |
Оборудование | Отсутствует |
Сбор детей на игру | Шалуны – бегуны, Становитесь поиграть, Выбегайте во дворы, Воеводу выбирать. |
Создание интереса | Отгадайте загадку: Носит воду бородой. Разноцветные сестрицы И сестрицы вместе с ним Заскучали без водицы. Нарисуют дом и дым Дядя, длинный и худой (кисточка и краски) |
Объяснение игры | Наша игра называется «Краски». 1-покупатель, 1-продавец, остальные-краски, они придумывают себе по цвету и говорят продавцу. Когда заходит покупатель, то он разговаривает с продавцом… Если названной краски нет, то все дети сидят, а если есть, то «краска» убегает, а покупатель ловит ее. Вопросы: 1.Что делает покупатель? 2.Что делает названная краска? |
Распределение ролей | Выбираю по считалке покупателя и продавца: Мы собрались поиграть, Раз, два, три Ну, кому же начинать? Начинаешь ты! |
Ход игры | «Краски придумывают цвет и говорят продавцу, 2 краски одинаковые нельзя. Выбрали?! Покупатель заходит в магазин: Тук, тук! - За краской! - Кто там? - За какой? - Покупатель - За голубой - зачем пришел? - Краска есть такая! Голубая краска убегает от покупателя, все, догнал! А теперь покупателем будет … |
Дозировка | 3-4 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить самого лучшего продавца, и самую ловкую «краску», которой удалось убежать от покупателя. |
Прыгай через костер (таджикская народная игра)
|
|
Задачи | 1. Совершенствовать навыки прыжка; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать ловкость, смелость. |
Оборудование | Игрушки: |
Сбор детей на игру | Раз, два, три – на игру скорей беги. |
Создание интереса | Ребятки, хотите узнать, кто из вас самый ловкий, смелый? |
Объяснение игры | Наша игра называется «Прыгай через костер». По моему сигналу «прыгай» будете прыгать через «костер», когда будете прыгать, надо не задевать «дрова» (игрушек). Вопросы: 1.На какой сигнал вы прыгаете? |
Распределение ролей | Предложить детям построиться в колонну и по очереди прыгать |
Ход игры | Ребятки, у нас холодно, вы, наверное, замерзли? Хотите согреться? Давайте «разведем костер», а чтобы согреться, мы будем через него прыгать. При этом надо встать в колонну и ждать своей очереди. «Прыгай», а все остальные смотрят, кто самый ловкий, кто не заденет «дрова»?! Все, закончили! |
Дозировка | Прыгать по 3-4 раза каждому ребенку |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить самого ловкого, пожелать прыгать лучше тем, кто плохо это делал. |
Волк и коза (латышская народная игра)
Задачи | 1. Совершенствовать навыки бега в кругу и за кругом; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать активность, смелость. |
Оборудование | Полумаски козы и волка |
Сбор детей на игру | Встало солнышка давно, Вы, ребятки, в круг бегите Поиграть зовет оно. И игру вы заводите! |
Создание интереса | Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк) |
Объяснение игры | Наша игра называется «Волк и коза». Я выберу по считалке волка и козу, остальные – пастухи. Пастухи держатся за руки и идут по кругу, внутри пасется коза. Волк ловит козу только внутри круга, но попасть он может через ворота, двое держат руки вверху, коза – в любом месте. Вопросы: 1.Где ловит волк козу? 2.Где может попасть волк в круг? |
Распределение ролей | Каждый раз выбираю по считалке: Раз, два, три, четыре, пять - негде козочке скакать. Всюду ходит волк, волк, он зубами щелк, щелк. |
Ход игры | На улице утро, хозяйка выпустила козочку гулять, и вдруг появляется волк – зубами щелк и хочет ее поймать. Ребятки, а мы ведь не дадим ее поймать?! (Напоминаю детям, чтобы они соблюдали правила игры) |
Дозировка | 3-4 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отмечаю самых ловких волка и козу, отмечаю детей, которые играли в кругу, соблюдая привила игры. |
Мяч по кругу (татарская народная игра)
Задачи | 1. Совершенствовать навыки бросания мяча; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать активность, смелость. |
Оборудование | Мячик, диаметром 15-20 см |
Сбор детей на игру | Подбегайте все сюда, Кто последний подбежит, Начинается игра. Тот и будет в ней водить! |
Создание интереса | Мячик прыгает цветной Этот мячик очень мил Во дворе передо мной. Стекол он еще не бил. |
Объяснение игры | Наша игра называется «Мяч по кругу». Вы садитесь по кругу на стульчики, а водящий стоит за кругом с мячом. По сигналу в бубен водящий бросает одному из игроков, сидящих в кругу. В это время вы бросаете мяч по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Вопросы: 1.На какой сигнал ведущий бросает мяч? 2.Что делает ребенок, которому кинули мяч? |
Распределение ролей | 1-й раз ведущий воспитатель, 2-й раз тот, кто подбежал последний при зазывалки, а остальные разы тот игрок, от которого был пойман мяч. |
Ход игры | Ребятки, сели все по кругу на стульчики, а ведущий встал за кругом. Ударяю в бубен, ведущий кинул мяч. (Комментирую игру, т. е. как в игре кидают мяч, детей называю по именам). А теперь давайте посмотрим, кто был ведущим, кто умеет кидать мяч. |
Дозировка | 4 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить самого ловкого ведущего, и тех, кому не пришлось ни разу водить. |
Сокол и лиса (якутская народная игра)
Задачи | 1. Совершенствовать навыки бега в разных направлениях; 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве; 3. Воспитывать активность, сознательность; |
Оборудование | Полумаска лисы |
Сбор детей на игру | Встало солнышка давно, Вы, ребятки, в круг бегите Поиграть зовет оно. И игру вы заводите! |
Создание интереса | Хитрая плутовка, Пушистый хвост - краса Рыжая головка, Кто же это? (лиса) |
Объяснение игры | Наша игра называется «Сокол и лиса». Я выберу сокола и лису, а остальные соколята. Сокол учит соколят летать – бегают в разных направлениях, производя разные летательные упражнения руками, т. е. надо повторять движения сокола, но вдруг выскакивает лиса, дети приседают, кто не присел, лиса ловит. Вопросы: 1.Что делают соколята? 2.что делают дети, появляется лиса? |
Распределение ролей | Подбегайте все сюда, Кто последний подбежит, Начинается игра. Тот и будет в ней водить! |
Ход игры | Сокол учит своих соколят летать, ребятки, повторяем все движения за соколом. Но вдруг выбегает лиса и ловит соколят. Ну а теперь давайте посмотрим, сколько соколов поймала лиса? |
Дозировка | 3 раза |
Окончание игры, подведение итогов | Отметить активность лисы, смелого соколенка, который ни разу не попался лисе |
Вопросы для наблюдения и анализа подвижных игр
1. Название игры и её содержание.
2. Правила игры.
3. Подготовка воспитателя и детей к игре.
4. Сбор детей на игру.
5. Приёмы создания интереса к игре.
6. Объяснение игры, её правил.
7. Распределение ролей.
8. Руководящая роль воспитателя.
9. Использование мелких и крупных пособий.
10. Воспитательные моменты при проведении подвижной игры.