Диагностическими показателями владения умениями обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими умениями может служить объективными показателями сформированности умения:
– построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
– моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
– выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
– самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
Соблюдение требований психологически обоснованной методики преподавания делает в известной мере производными способы решения проблемы поиска эффективных форм, методов и приемов, проведения контроля и коррекции учебной деятельности студентов (экзаменов, зачетов, контрольных письменных работ), так как все они становятся средствами достижения общей цели изучения студентами психологии как науки.