ТЕМА 4. Нормирование управленческого труда, учёт и анализ рабочего времени менеджера

4.1. Нормирование управленческого труда.

4.2. Учёт и анализ рабочего времени менеджера.

Особое место среди мероприятий направленных на рационализацию управленческого труда, занимает его нормирование.

Нормирование труда – это определение меры затрат труда на выполнение обозначенного объёма работ в данных организационно-технических условиях.

Задачей нормирования труда является определение трудоёмкости работ и необходимой для её выполнения численности работников.

Рационализация процессов разделения и кооперации труда, разработка прогрессивных технологий, усовершенствование методов работы аппарата управления невозможны без обоснованных норм.

Отсутствие твёрдых нормативов на выполнение отдельных видов работ ведёт к тому, что одни исполнители не имеют нормальной нагрузки в течение рабочего дня, а другие, наоборот, перегружены.

Особенности управленческого труда заметно сужают возможности внедрения в практику работы норм и нормативов. Однако изменения в функциях управления, вызванные переходом к рыночной экономике, говорят о том, что значительная часть управленческой деятельности подлежит нормированию.

К нормированию управленческого труда предъявляются следующие требования:

· установление научно обоснованной системы нормирования труда;

· расширение сферы применения нормирования труда;

· усовершенствование норм и нормативов на основе достижений научной организации труда;

· снижение затрат труда на разработку нормативных актов.

При нормировании управленческого труда применяют следующие подходы:

а) расчётные (аналитические).

С их помощью анализируется использование рабочего времени высококвалифицированными специалистами. Содержание их работы можно принимать как эталон, а структуру их рабочего дня считать нормативом;

б) исследовательские.

Они помогают определить трудоёмкость конкретных видов работ с учётом специализации организации и содержания труда. С помощью фотографии и хронометража определяют все виды работ, их структуру и затраты рабочего времени. После этого рассчитывают усреднённые показатели, которые и являются нормативами.

Разработка научно обоснованных норм управленческого труда позволяет:

v более объективно оценивать труд каждого работника аппарата управления;

v эффективнее использовать материальное стимулирование;

v рационализировать процессы разделения и кооперации труда;

v разрабатывать прогрессивные технологии;

v усовершенствовать методы работы аппарата управления.

Однако, поскольку сфера управления включает большое разнообразие видов работ даже в пределах одной функции управления, не существует универсальных норм затрат труда. Подход к нормированию отдельных видов работ должен быть дифференцированным.

С учётом специфики труда менеджера целесообразно отметить следующие виды норм:

1) нормы управляемости (количество сотрудников, которым наиболее эффективно может управлять начальник) – для руководителей; Считается, что для высшего звена управления норма управляемости должна устанавливаться согласно «закону 7 плюс-минус 2», то есть не меньше 5 и не более 9 человек (в среднем – 7 человек);

2) укрупнённые нормативы численности (типовые структуры аппарата управления), то есть численность работников, необходимая для полного и качественного выполнения работ в определённых организационно-технических условиях – для специалистов;

3) нормативы времени и обслуживания (определяются в зависимости от трудоёмкости работ) – для технических исполнителей.

Нормативы численности и нормы управляемости могут разрабатываться для широкого круга руководителей всех рангов. С помощью первых определяется общая численность работников по функции управления, а с помощью норм управляемости можно осуществлять оптимальную расстановку работников.

Существуют следующие методы нормирования управленческих работ:

- метод аналогов (наиболее распространённый): устанавливаются нормативы затрат времени по аналогии с передовыми организациями; Этот метод целесообразно использовать для определения объёмов работ тех категорий аппарата управления, труд которых вообще не подлежит нормальному учёту из-за отсутствия критериев регламентации сроков выполняемой ими работы.

- метод прямого нормирования: применяется для определения нормативов постоянно повторяющихся работ;

- метод непрямого нормирования: учитывают влияние разных факторов на загруженность сотрудников.

С помощью этих методов устанавливаются укрупнённые нормативы численности разных категорий работников. Кроме того, методы непрямого нормирования применяются для установления норм обслуживания, то есть количество обслуживаемых работников, которое приходится на одного обслуживающего (например, количество рабочих на одного управляющего).

Норма обслуживания предполагает качественное обслуживание данным работником аппарата управления определённого количества работающих. Она устанавливается для специалистов и технических исполнителей, которые имеют неравномерную нагрузку в разные периоды времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: