Методика проведения этической беседы в мл.шк

1. Об отношении к Родине и народам других стран.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О товариществе и дружбе.
4. О коллективизме.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О честности и умении держать слово.
7. О справедливости.
8. Об отношении к старшим, младшим и своим сверстникам.
9. О непримиримости к злу и равнодушию.

Владение диалогической речью предполагает умение сво­бодно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а так­же задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее. В работе над диалогической речью в дошкольном учреждении можно выделить три задачи: научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы); научить постановке вопросов; воспитать способность свободно, непринужденно ве­сти беседу (эта задача в значительной степени психо­логическая) [10, с.33]. По своему характеру и по степени сложности ответов вы­деляют три вида вопросов. Репродуктивные (констатирующие) вопросы наибо­лее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начи­наются они вопросительными местоимениями (кто? кто это? что? что это? что делает?). Ответы на репродуктивные вопросы как правило одно­словные. Поисковые вопросы более сложные и предполагают ис­пользование в ответах полных распространенных предложе­ний (вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него). Составной частью поисковых вопросов являются вопро­сительные местоимения или наречия, с которых начинает­ся вопрос, где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой? Продолжается отработка модели ответа, начинающего­ся с последнего слова (словосочетания) вопроса. Проблемные вопросы начинаются вопросительными на­речиями почему? зачем? Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное - по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций - и следова­тельно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой слож­ноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики [8, с. 22]. Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этап; проведение беседы; организацию и оценку повседневной деятельности; отношение детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Опыт проведения этических бесед доказывает, что целесообразно проводить одну беседу в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7—10 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 15-20 минут. Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, педагог должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных дошкольников. На занятиях, в играх, в деятельности вне занятий можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье, оценивают поступки друг друга. Все это дает возможность учителю составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы. Возможны различные варианты последовательности проведения обобщающих бесед. Так, если иметь в виду развитие жизни детского коллектива, то в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, спортивных состязаний, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний. Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относят: художественные произведения, иллюстрации, диафильмы и др. Такого материала, адресованного непосредственно дошкольникам в настоящее время достаточно много. Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Необходимо специально учить детей приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений. При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм. Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае воспитатель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом — на нравственную оценку поступков, в третьем — на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах дошкольники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность педагогу разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности. Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник [9, с.16]. В завершение следует отметить, что в беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа. Особенности проведения итоговых бесед Проведение итоговых бесед, так же как этических и обобщающих делается в определенной последовательности и начинается с подготовительного этапа Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность педагога и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе: 1) соответствие темам предыдущих бесед (т.к. это заключительная), 2) подбор материалов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка детей. Главное требование — обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает воспитатель, который, проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда дошкольники по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой — сегодня ударил меня». Нужно научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Их надо вводить в детскую речь с полным раскрытием содержания. Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие — если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность — в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства [6, с. 40] При постановке вопросов в итоговых беседах с детьми можно придерживаться следующих рекомендаций: 1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу. 2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения. 3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого). 4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать [7, с.54]. Таким образом, эффективность беседы как метода развития речи дошкольников во многом зависит от подготовки воспитателя и детей к этой беседе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: