Проблема преодоления формализма в воспитательной деятельности

Сейчас школа стремится преодолевать формализм, совершенствовать воспитательную деятельность педагогических коллективов.

Педагогического исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся и др..

Пути повышения эффективности процесса воспитания

Повышение результативности воспитательного процесса всегда было актуальным вопросом. Сейчас школа стремится преодолевать формализм, совершенствовать воспитательную деятельность педагогических коллективов.

Преодоление формализма в воспитательной работе школы возможно благодаря избежанию бессистемности, устранению заорганизованности учащихся множеством ненужных мероприятий.

Типичными проявлениями формализма в воспитательном процессе являются:

дробления воспитательного процесса, то есть односторонне-аналитический подход к планированию, осуществлению и оценке воспитательной работы, что противоречит целостности реального процесса развития человека и коллектива. Воспитательная работа часто планируется, осуществляется и оценивается как сумма отдельных мероприятий;

погоня за количеством воспитательных воздействий, что противоречит характеру реального процесса развития человека и коллектива, который определяется прежде качеством воспитания;

односторонность трактовки влияния, которая противоречит многосторонним проявлениям реального человека и коллектива. Так, беседу, поручения и т.д. нередко рассматривают как средство только морального или эстетического воспитания, хотя в действительности они являются комплексными методами воспитания вообще;

отсталость форм воспитательного воздействия, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, которой противоречит динамизма развития личности и коллектива, что требует противопоставления обновленных и обогащенных педагогических и других традиций;

невыразительность воспитательного воздействия, отсутствие ндивидуально-дифференцированных форм, т.е. односторонний подход к воспитательно работы, ее планирования, осуществления, оценки, что противоречит реальному процессу развития человека и коллектива, в котором органично сочетаются общее, отдельное (групповая) и индивидуальное;

внешне показной характер воспитательной работы, что противоречит характеру внутреннего развития человека и коллектива, то есть воспитание должно охватывать открытые и скрытые воздействия на личность, которая формируется, их цель развитие внутренних установок;

незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, т.е. их односторонне обучающий характер, сведение воспитательной работы в мероприятия для воспитанников. При таком подходе ученик рассматривается только как объект воздействия, отношения между ним и наставником является субъект-объектные, но практически они должны быть субъект-субъектными, когда личность старшего, или более опытного, не поднимается над личностью младшего, или менее опытного, не «давит» ее своим преимуществом или авторитетом, когда общение и деятельность происходят на паритетной основе.

Совершенствование воспитательного процесса в школе предусматривает:

организацию воспитательных центров – создание музеев, тематическое оформление рекреаций. Как утверждал В. Сухомлинский, в школе и стены должны говорить. Такая информационно-образная насыщенность школьных помещений не только обогащает учащихся знаниями, которые выходят за рамки учебных программ, но и имеет ощутимый воспитательное воздействие на них;

органическое сочетание задач, решаемых школой, с потребностями окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: