Сейчас школа стремится преодолевать формализм, совершенствовать воспитательную деятельность педагогических коллективов.
Педагогического исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся и др..
Пути повышения эффективности процесса воспитания
Повышение результативности воспитательного процесса всегда было актуальным вопросом. Сейчас школа стремится преодолевать формализм, совершенствовать воспитательную деятельность педагогических коллективов.
Преодоление формализма в воспитательной работе школы возможно благодаря избежанию бессистемности, устранению заорганизованности учащихся множеством ненужных мероприятий.
Типичными проявлениями формализма в воспитательном процессе являются:
дробления воспитательного процесса, то есть односторонне-аналитический подход к планированию, осуществлению и оценке воспитательной работы, что противоречит целостности реального процесса развития человека и коллектива. Воспитательная работа часто планируется, осуществляется и оценивается как сумма отдельных мероприятий;
|
|
погоня за количеством воспитательных воздействий, что противоречит характеру реального процесса развития человека и коллектива, который определяется прежде качеством воспитания;
односторонность трактовки влияния, которая противоречит многосторонним проявлениям реального человека и коллектива. Так, беседу, поручения и т.д. нередко рассматривают как средство только морального или эстетического воспитания, хотя в действительности они являются комплексными методами воспитания вообще;
отсталость форм воспитательного воздействия, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, которой противоречит динамизма развития личности и коллектива, что требует противопоставления обновленных и обогащенных педагогических и других традиций;
невыразительность воспитательного воздействия, отсутствие ндивидуально-дифференцированных форм, т.е. односторонний подход к воспитательно работы, ее планирования, осуществления, оценки, что противоречит реальному процессу развития человека и коллектива, в котором органично сочетаются общее, отдельное (групповая) и индивидуальное;
внешне показной характер воспитательной работы, что противоречит характеру внутреннего развития человека и коллектива, то есть воспитание должно охватывать открытые и скрытые воздействия на личность, которая формируется, их цель развитие внутренних установок;
незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, т.е. их односторонне обучающий характер, сведение воспитательной работы в мероприятия для воспитанников. При таком подходе ученик рассматривается только как объект воздействия, отношения между ним и наставником является субъект-объектные, но практически они должны быть субъект-субъектными, когда личность старшего, или более опытного, не поднимается над личностью младшего, или менее опытного, не «давит» ее своим преимуществом или авторитетом, когда общение и деятельность происходят на паритетной основе.
|
|
Совершенствование воспитательного процесса в школе предусматривает:
организацию воспитательных центров – создание музеев, тематическое оформление рекреаций. Как утверждал В. Сухомлинский, в школе и стены должны говорить. Такая информационно-образная насыщенность школьных помещений не только обогащает учащихся знаниями, которые выходят за рамки учебных программ, но и имеет ощутимый воспитательное воздействие на них;
органическое сочетание задач, решаемых школой, с потребностями окружающей среды.