Коммуникации в сфере управления: элементы и этапы коммуникационного процесса. Принципы эффективной коммуникации

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса: обеспечить понимание информации, являющейся предметом обмена.

В процессе обмена информацией можно выделить 4 базовых элемента:

- отправитель (лицо, собирающее информацию и передающее ее)

- сообщение (собственно информация)

- канал (средство передачи информации)

- получатель (лицо, которое удерживает информацию и перерабатывает ее)

Этапы коммуникационного процесса:

- зарождение идеи

- кодирование и выбор канала (отправитель должен закодировать идею с помощью символов)

- передача (физическое использование канала для сообщения)

- декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя)

Принципы эффективной коммуникации:

- принцип ясности(сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком, что может быть понято получателем.)

- принцип целостности(цель-содействовать пониманию между людьми в процессе сотрудничества)

- принцип стратегического использования неформальной организации

- полезность для организации

Концентрируется внимание на четырех решающих областях:

- качество сообщения

- условия приема

- целостность организационных усилий

- преимущество неформальной организации.

Коммуникации на предприятии делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, а вертикальные, в свою очередь, – на восходящие и нисходящие.

Горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня, которые не подчиняются друг другу.

Восходящие коммуникации – это процесс передачи информации от исполнителей к руководителю. Нисходящие коммуникации – это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным.

Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Управленческое решение это творческое, волевое действие субъектов управления, на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблем.

Управленческое решение – выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обуславливаемые занимаемой им должностью.

Управленческие решения делят на:

-запрограммированное (реш-е проблем, с кот. сталкивались ранее и она д/быть разрешена)

- незапрограммированное (применяется для преодоления ранее неизвестных проблем)

Признаки:

- признак по способу принятия:- единоличные,- коллективные,- коллегиальные

- по масштабу воздействия:- общие,- частные (локальные)

- по периоду действии:,- перспективные,- текущие,- оперативные

- по направленности воздействия:- внешние,- внутренние

- по степени регламентации:- регламентирующие,- ориентирующие

- по способу фиксации:- устные,- письменные

- по причинам возникновения:- инициативные,- по предписанию,- по предложению «снизу»

- по функциональному признаку:- экономические,- коммерческие,- организационные,- финансовые,- технологические,- технические,- социальные

В большинстве ситуаций, требующих принятия управленческого решения, фактическое число этапов может изменяться, но чаще всего выделяют:

1. Диагноз проблемы.,2. Формулировка ограничений и критериев в принятии решения.3. Определение альтернативы.,4. Оценка альтернатив.,5. Выбор альтернативы.,6. Реализация управленческого решения.,7. Оценка результатов управленческого решения.

Методы принятия решений:

Неформальные методы – основаны на опыте руководителя и являются совокупностью логических приемов и методики выбора оптимальных решений путем теоретического сравнения альтернатив.

Коллективные - главное преимущество в том,что генерируется большее количество идей, что должно вести к принятию лучшего решения:

- «Мозговая атака» – свободное генерирование идей, отсутствие критики, идеи записываются и анализируются специалистами.

- «Метод Дельфи» – многотуровая процедура анкетирования. После последнего тура анкеты дорабатываются и полученные результаты оцениваются экспертами.

- Кингисё» – происходит обсуждение новшества лицами по списку. Последний из них предлагает свое решение письменно. После этого проводится совещание, где принимается решение.

Количественные – в их основе лежит научно-практический подход, который предполагает выработку оптимального решения путем обработки больших массивов информации с помощью вычислительной техники или экономическо-математических методов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

- эффективность – наиболее полное обеспечение достижения поставленной цели, - экономность – достижение максимального результата с минимальными затратами;

- своевременность;- реальность.,-четкая целевая направленность.,-научная и всесторонняя обоснованность.,-адресность.,- непротиворечивость.,-правомощность.,-полнота, краткость, четкость.

8. Планирование в системе менеджмента. Сущность, виды и методы планирования. Особенности планирования сельскохозяйственного производства.

Планирование – принятие заранее решений о том, что делать, когда делать, кто будет делать.

Элементами планирования являются:

- цели в порядке их приоритетности;- действия (их вид и количество) для достижения поставленных целей;- ресурсы;- осуществление планов, т.е. распределение обязанностей среди персонала и руководства для достижения поставленных целей.

Выделяют следующие принципы планирования:

- принцип координации (горизонтальное взаимодействие),- принцип интеграции (вертикальное взаимодействие),- принцип непрерывности,- принцип гибкости,- принцип участия

Планирование складывается из следующих этапов:

- оценка возможностей.,- постановка задач,- плановое предложение,- определение альтернативного образа действий.,- оценка альтернативного образа действий.,- выбор курса действий.,- формирование производственных планов,- цифровое выражение планов

Особенность сельского хозяйства состоит в использовании средств производства естественного происхождения: земли, растительных и животных механизмов, света, тепла.Использование основного средства производства – земли, связано с ее особенностями: незаменимость, необходимость поддержки плодородия, пространственная ограниченность, постоянство местонахождения. Вторая особенность сельскохозяйственного сектора связана с неоднородностью структуры: личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, которые связаны между собой территориальными, технологическими, социально-экономическими и другими отношениями.

К особенностям планирования в с/х производстве также относят:

· низкий уровень развития производительных сил;

· аритмия с/х производства, обусловленная природно-климатическими условиями;

· необход. восстановления и эффективного использования материально-технической базы

Сущность, виды и методы планирования.

Планирование можно классифицировать по следующим признакам:

- по предмету планирования:- целевое,- планирование средств,- путь планирования

- по горизонтам планирования:- краткосрочное,- среднесрочное,- долгосрочное

- по широте действия:- общее,- отраслевое,- проектное

- по отраслям (сферам применения):- финансовые,- маркетинговые,- производственные

- по размерам:- стратегические,- оперативные

Виды планов:

Стратегические планы - планы достижения стратегических целей.

Тактические планы - реализация частей стратегических планов, достижение тактических целей. Оперативные планы - среднее и нижнее звено, детализированные, охватывают небольшой конкретный участок.

Виды оперативных планов:

Однократно используемые планы - разработка курса действий, который вряд ли повторится в будущем:

-программа,проект,постоянные планы,политика,стандартная процедура.

Современная система планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь двух уровневая:

1. Макро уровень – государственное (народно-хозяйственное) планирование, осуществляемое республиканскими министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления.

2. Микро уровень – внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование и прогнозирование, осуществляемое субъектами хозяйствования (предприятия, организации, объединения).

Сущность организационной структуры управления, их типы. Задачи, принципы и процесс формирования оргструктур. Основные элементы организационной структуры. Виды организационных структур и их характеристика.

Организационная структура предприятия — это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимой функции управления для достижения цели предприятия.

Организац. структуры управления (ОСУ) строятся с учетом след. факторов:

-целей и задач предприятия;-производственных и управленческих функций;-факторов внутренней и внешней среды.

Организационные структуры управления делятся на две группы:

1. Бюрократические — характеризуются большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали, большим числом уровней управления.

2. Небюрократические — это более простая стр-ра, имеющая широкую информац. сеть.

Выделяют три основные схемы построения организационных структур предприятия:

1. Линейная — представляет собой многоуровневую систему управления, где осуществляется однократное взаимодействие.

Преимущества:

-четкость взаимоотнош.;оперативность в подгот. и принятии реш-й;надежный контроль.

Недостатки:

-высок.Треб.классификац.руководителей;-значит.объемы перерабат.руковод-ем инфо.

2. Функциональные структуры управления —создаются спец.подразделения, деят-ть кот.направлена на решение специфич.круга задач работниками, облад.спец. знаниям.

Преимущества:

- высок.компетентность специалистов;исключение дублирования выполн.управленч. ф-ий.

Недостатки:

· от руководителя предприятия требуется большая работа по координации деятельности всех управленческих подразделений.

· 3. Линейно-функциональное управление — позволяет организовывать управление производственными процессами по линейной схеме (директор — начальник производства — начальник цеха — начальник участка — мастер — бригадир).

Преимущества:

-более глубокая подготовка решений при привлечении работников.

Недостатки:

-нечеткая ответственность,;-отсутствие тесных связей на горизонтальном уровне.

Среди небюрократических организационных структур управления (гибких) выделяют:

-матричную;-программно-целевую,-дивизиональную.

Преимущества:

быстро реагирует на изменение внутренних и внешних условий.

Недостатки:

· сложная структура соподчинения;-соперничество между руководителями программ;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: