Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса: обеспечить понимание информации, являющейся предметом обмена.
В процессе обмена информацией можно выделить 4 базовых элемента:
- отправитель (лицо, собирающее информацию и передающее ее)
- сообщение (собственно информация)
- канал (средство передачи информации)
- получатель (лицо, которое удерживает информацию и перерабатывает ее)
Этапы коммуникационного процесса:
- зарождение идеи
- кодирование и выбор канала (отправитель должен закодировать идею с помощью символов)
- передача (физическое использование канала для сообщения)
- декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя)
Принципы эффективной коммуникации:
- принцип ясности(сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком, что может быть понято получателем.)
- принцип целостности(цель-содействовать пониманию между людьми в процессе сотрудничества)
- принцип стратегического использования неформальной организации
|
|
- полезность для организации
Концентрируется внимание на четырех решающих областях:
- качество сообщения
- условия приема
- целостность организационных усилий
- преимущество неформальной организации.
Коммуникации на предприятии делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, а вертикальные, в свою очередь, – на восходящие и нисходящие.
Горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня, которые не подчиняются друг другу.
Восходящие коммуникации – это процесс передачи информации от исполнителей к руководителю. Нисходящие коммуникации – это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным.
Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъектов управления, на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблем.
Управленческое решение – выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обуславливаемые занимаемой им должностью.
Управленческие решения делят на:
-запрограммированное (реш-е проблем, с кот. сталкивались ранее и она д/быть разрешена)
- незапрограммированное (применяется для преодоления ранее неизвестных проблем)
|
|
Признаки:
- признак по способу принятия:- единоличные,- коллективные,- коллегиальные
- по масштабу воздействия:- общие,- частные (локальные)
- по периоду действии:,- перспективные,- текущие,- оперативные
- по направленности воздействия:- внешние,- внутренние
- по степени регламентации:- регламентирующие,- ориентирующие
- по способу фиксации:- устные,- письменные
- по причинам возникновения:- инициативные,- по предписанию,- по предложению «снизу»
- по функциональному признаку:- экономические,- коммерческие,- организационные,- финансовые,- технологические,- технические,- социальные
В большинстве ситуаций, требующих принятия управленческого решения, фактическое число этапов может изменяться, но чаще всего выделяют:
1. Диагноз проблемы.,2. Формулировка ограничений и критериев в принятии решения.3. Определение альтернативы.,4. Оценка альтернатив.,5. Выбор альтернативы.,6. Реализация управленческого решения.,7. Оценка результатов управленческого решения.
Методы принятия решений:
Неформальные методы – основаны на опыте руководителя и являются совокупностью логических приемов и методики выбора оптимальных решений путем теоретического сравнения альтернатив.
Коллективные - главное преимущество в том,что генерируется большее количество идей, что должно вести к принятию лучшего решения:
- «Мозговая атака» – свободное генерирование идей, отсутствие критики, идеи записываются и анализируются специалистами.
- «Метод Дельфи» – многотуровая процедура анкетирования. После последнего тура анкеты дорабатываются и полученные результаты оцениваются экспертами.
- Кингисё» – происходит обсуждение новшества лицами по списку. Последний из них предлагает свое решение письменно. После этого проводится совещание, где принимается решение.
Количественные – в их основе лежит научно-практический подход, который предполагает выработку оптимального решения путем обработки больших массивов информации с помощью вычислительной техники или экономическо-математических методов.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- эффективность – наиболее полное обеспечение достижения поставленной цели, - экономность – достижение максимального результата с минимальными затратами;
- своевременность;- реальность.,-четкая целевая направленность.,-научная и всесторонняя обоснованность.,-адресность.,- непротиворечивость.,-правомощность.,-полнота, краткость, четкость.
8. Планирование в системе менеджмента. Сущность, виды и методы планирования. Особенности планирования сельскохозяйственного производства.
Планирование – принятие заранее решений о том, что делать, когда делать, кто будет делать.
Элементами планирования являются:
- цели в порядке их приоритетности;- действия (их вид и количество) для достижения поставленных целей;- ресурсы;- осуществление планов, т.е. распределение обязанностей среди персонала и руководства для достижения поставленных целей.
Выделяют следующие принципы планирования:
- принцип координации (горизонтальное взаимодействие),- принцип интеграции (вертикальное взаимодействие),- принцип непрерывности,- принцип гибкости,- принцип участия
Планирование складывается из следующих этапов:
- оценка возможностей.,- постановка задач,- плановое предложение,- определение альтернативного образа действий.,- оценка альтернативного образа действий.,- выбор курса действий.,- формирование производственных планов,- цифровое выражение планов
Особенность сельского хозяйства состоит в использовании средств производства естественного происхождения: земли, растительных и животных механизмов, света, тепла.Использование основного средства производства – земли, связано с ее особенностями: незаменимость, необходимость поддержки плодородия, пространственная ограниченность, постоянство местонахождения. Вторая особенность сельскохозяйственного сектора связана с неоднородностью структуры: личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, которые связаны между собой территориальными, технологическими, социально-экономическими и другими отношениями.
|
|
К особенностям планирования в с/х производстве также относят:
· низкий уровень развития производительных сил;
· аритмия с/х производства, обусловленная природно-климатическими условиями;
· необход. восстановления и эффективного использования материально-технической базы
Сущность, виды и методы планирования.
Планирование можно классифицировать по следующим признакам:
- по предмету планирования:- целевое,- планирование средств,- путь планирования
- по горизонтам планирования:- краткосрочное,- среднесрочное,- долгосрочное
- по широте действия:- общее,- отраслевое,- проектное
- по отраслям (сферам применения):- финансовые,- маркетинговые,- производственные
- по размерам:- стратегические,- оперативные
Виды планов:
Стратегические планы - планы достижения стратегических целей.
Тактические планы - реализация частей стратегических планов, достижение тактических целей. Оперативные планы - среднее и нижнее звено, детализированные, охватывают небольшой конкретный участок.
Виды оперативных планов:
Однократно используемые планы - разработка курса действий, который вряд ли повторится в будущем:
-программа,проект,постоянные планы,политика,стандартная процедура.
Современная система планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь двух уровневая:
1. Макро уровень – государственное (народно-хозяйственное) планирование, осуществляемое республиканскими министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления.
2. Микро уровень – внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование и прогнозирование, осуществляемое субъектами хозяйствования (предприятия, организации, объединения).
|
|
Сущность организационной структуры управления, их типы. Задачи, принципы и процесс формирования оргструктур. Основные элементы организационной структуры. Виды организационных структур и их характеристика.
Организационная структура предприятия — это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимой функции управления для достижения цели предприятия.
Организац. структуры управления (ОСУ) строятся с учетом след. факторов:
-целей и задач предприятия;-производственных и управленческих функций;-факторов внутренней и внешней среды.
Организационные структуры управления делятся на две группы:
1. Бюрократические — характеризуются большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали, большим числом уровней управления.
2. Небюрократические — это более простая стр-ра, имеющая широкую информац. сеть.
Выделяют три основные схемы построения организационных структур предприятия:
1. Линейная — представляет собой многоуровневую систему управления, где осуществляется однократное взаимодействие.
Преимущества:
-четкость взаимоотнош.;оперативность в подгот. и принятии реш-й;надежный контроль.
Недостатки:
-высок.Треб.классификац.руководителей;-значит.объемы перерабат.руковод-ем инфо.
2. Функциональные структуры управления —создаются спец.подразделения, деят-ть кот.направлена на решение специфич.круга задач работниками, облад.спец. знаниям.
Преимущества:
- высок.компетентность специалистов;исключение дублирования выполн.управленч. ф-ий.
Недостатки:
· от руководителя предприятия требуется большая работа по координации деятельности всех управленческих подразделений.
· 3. Линейно-функциональное управление — позволяет организовывать управление производственными процессами по линейной схеме (директор — начальник производства — начальник цеха — начальник участка — мастер — бригадир).
Преимущества:
-более глубокая подготовка решений при привлечении работников.
Недостатки:
-нечеткая ответственность,;-отсутствие тесных связей на горизонтальном уровне.
Среди небюрократических организационных структур управления (гибких) выделяют:
-матричную;-программно-целевую,-дивизиональную.
Преимущества:
быстро реагирует на изменение внутренних и внешних условий.
Недостатки:
· сложная структура соподчинения;-соперничество между руководителями программ;