Некоторые политические причины «бюджетного кризиса»-2013 в США

Для понимания того, почему страсти в Конгрессе США вокруг федерального бюджета достигли такого накала, следует напомнить две истории последних лет.

Первая история началась еще в период, когда Б.Обама боролся за президентское кресло. Главной «фишкой» его предвыборной программы было обещание провести реформу здравоохранения, распространить систему обязательного медицинского страхования на более широкие слои населения. Как и почти всякое предвыборное обещание, реформа здравоохранения не могла не потребовать дополнительных бюджетных денег. Административно-бюджетное управление США озвучивало оценку: на период 2010-2019 гг. для проведения указанной реформы потребуется 938 млрд. долл. Как относительно честный политик, Обама, придя в Белый дом, начал «проталкивать» через Конгресс США свое обещание о реформировании системы здравоохранения. Но неожиданно натолкнулся на жесткое противодействие со стороны консервативного крыла республиканцев. Используя удобный момент (опираясь на демократическое большинство в Конгрессе), Обама в 2010 году сумел все-таки «протолкнуть» через Капитолий основные положения этой реформы. Но дальше процесс застопорился, республиканцы в общей сложности предприняли около 40 попыток ее заблокировать. При завидном упорстве в деле «проталкивания» реформы здравоохранения администрация Обамы достаточно энергично стала осуществлять урезание других социальных статей федерального бюджета.

И тут вспомним вторую историю. Она происходила более двух лет назад, когда Америка оказалась у «красной черты» государственных заимствований. Государственный долг Америки на протяжении многих лет рос, а чтобы его хоть как-то сдерживать, Конгресс США периодически устанавливал предельную величину государственного долга. Так вот в 2011 году потребовалось в очередной раз поднять планку долга, а республиканцы заняли непримиримую позицию, отказались ее поднимать. К началу августа 2011 года страна была в одном шаге от дефолта. Но в последний момент удалось добиться консенсуса. Было решено поднять планку государственного долга сразу на 2,5 трлн. долл. (предельная сумма была определена в 16,4 трлн. долл.). Но администрация Белого дома взяла на себя обязательство сократить за время жизни в условиях нового лимита бюджетные расходы на общую сумму в 2 трлн. долл. Нельзя сказать, чтобы администрация не пыталась выполнить свое обещание. От многих своих обязательств правительство за последние два года отказалось. Например, федеральное правительство несколько лет назад взяло на себя обязательства по финансовой поддержке части городов-банкротов. В течение последних двух лет Вашингтон стал сбрасывать с себя эти обязательства, обрекая многие города на медленную смерть. По оценкам, сегодня в Америке 250 некогда процветавших городов стали «городами-призраками». Администрация Обамы изыскивает все новые возможности экономии на социальных расходах. Скажем, давно минули те времена, когда пособия по безработице выдавались чуть ли не автоматически. Сегодня появляются дополнительные и непростые условия для получения пособий по безработице гражданами, потерявшими работу. Одно из направлений «оптимизации» социальных расходов - расширение продовольственной помощи неимущим и малообеспеченным слоям населения с помощью продуктовых талонов (карточек). Получается намного дешевле, чем раздача денежной помощи. Программа продовольственной помощи появилась в Америке лет сорок назад, однако масштабы ее применения были достаточно скромными до начала финансового кризиса. В разгар кризиса (2008 год) получателями помощи стали 28 млн. американцев. В октябре 2012 года продуктовые карточки имели уже 47,7 млн. граждан США. Сложившуюся в Америке социальную обстановку даже окрестили «пайковым капитализмом». По предварительным оценкам АБУ, впервые за пять лет благодаря драконовским мерам экономии федеральный бюджет США будет сведен с дефицитом, составляющим менее 1 триллиона долларов. Конкретно называется сумма дефицита, равная 845 млрд. долл., или 5,3% ВВП. Это, конечно, будет представляться Вашингтоном как важная «победа». Но относительный уровень бюджетного дефицита США остается крайне высоким даже на фоне стран Европейского союза с их долговым и финансовым кризисом. Итак, за истекший финансовый год государственный долг США подрос еще без малого на 1 трлн. долларов.

Таким образом, администрация США попала в крайне неприятную ситуацию. Во-первых, она не выполнила в полном объеме те обещания по сокращению бюджетных расходов, которые дала летом 2011 года. Во-вторых, власти опять оказались в ситуации, когда либо надо договариваться с оппозицией в Конгрессе США, либо объявлять о суверенном дефолте.

В ближайшие 3 месяца(до февраля 2014) казначейству предстоит занять около 300 млрд, но реально выйдет больше из-за отложенной потребности после полугода бездефицитного бюджета. Прайм дилеры с ФРС делали все от себя возможное, чтобы перекоммутировать глобальные денежные потоки из долгового рынка в акции с мая этого года.
Они даже пожертвовали восстановлением на рынке недвижимости, подняв ставки более, чем на 1% – все ради профита бангстеров. В той ситуации на негативные последствия для экономики им было плевать, т.к. потенциальный профит был выше от распила (отмывания) куешные денег на рынке акции, чем потенциальный рост ипотечных кредитов. Вызвав искусственный обвал, спровоцировав отток денег из долгового рынка – это была едва не единственная возможность поддержания умирающей активности на фондовом рынке. Им это удалось? Отчасти да. Если судить по денежным потокам, ликвидность действительно перераспределялась из облигационного рынка в акции.
Напомню, что впервые в истории QE проходил без абсорбации ликвидности в трежерис. Раньше QE скорее покрывал дефицит бюджета (например, напечатали 1 трлн, профинансировали дефицит на 1.5 трлн = недостаток в 0.5 трлн), теперь иначе (напечатали 600 млрд с апреля при сбалансированном бюджете = избыток в 0.6 трлн).
За последние 6 месяцев несколько сотен миллиардов долларов от дилеров осело в фондовых рынках через залоговые схемы, когда прайм дилеры практически в автоматическом режиме закладывали деньги от Бена для выкупа акций. Самая масштабная схема по отмыванию денег из всех, что когда либо видело человечество, при наиболее абсурдном пузыре с неимоверными рисками. Когда бабло пихали во все дыры, даже туда, куда не лезло.
Отсюда, кстати первый в истории рост рынка более, чем на 20% при сокращении выручки компаний и стагнации прибыли, что как бы намекает на критическую, запущенную форму идиотизма. Я надеюсь, что нет ни одного человека в здравом уме и крепкой памяти, кто бы считал, что рост рынка из-за улучшения макроэкономических и корпоративных перспектив? Хочется надеяться, что таких людей нет.
Но … теперь рост долга снова активизируется. Эти прохвосты тщательно выстраивали конъюнктуру и медийный фон для негативного восприятия долгового рынка просто потому, что не было никакой необходимости в привлечении инвесторов при монетарном беспределе от ФРС и бездефицитном бюджете от минфина. Теперь эта необходимость появляется вновь. Да, конечно, по внутренней договоренности, пока идет QE, прайм дилеры гарантирует успешное размещение трежерис даже тогда, когда не будет ни одного внешнего инвестора. Но это не то, что им нужно.
Теперь задача стоит в позитивном восприятии долгового рынка, как «лучшего места на свете для парковки кэша» – с целью привлечения инвесторов
. Поэтому, как это обычно бывает в таких условиях – стоит ожидать роста спроса на бакс (рост курса) и снижение ставок по трежерис, давление на акции усилятся, т.к. на всех денег не хватит. Долговой рынок будет иметь более высокий приоритет в ближайшие 3 месяца. Так что стратегия игры меняется.
С рынком акций немного сложнее.
Дилерам нужно найти кретинов, которые бы одновременно были бы инвестдурнями и имели много денег. Такие артефакты сейчас в дефиците. Инвестдурней достаточно, но естественный отбор привел к тому, что денег у них осталось немного. Поэтому за каждого дурака будет битва – как впарить долбовесторам акции на самых хаях при наиболее мрачном состоянии компаний за последние 15 лет? Ведь не 20 млрд хотят впарить, а больше полутриллиона. Практически нереально.
В идеале им бы дрейф с положительным углом наклона, но реальность будет иной. Слишком большой объем необходимо распродать при слишком ограниченном внешнем спросе и недостатке времени. Предполагаю, что даже 100-150 млрд за 3 месяца будет продать очень сложно. Они попытаются удержать рынок, т.к. очевидно желание продать на наивысшем уровне, но вряд ли удастся. Если генеральная поддержка со стороны прайм дилеров уходит, то рынок не долго продержится. Надо учитывать инерционную составляющую, поэтому разворот произойдет не сразу, но ралли закончилось. Теперь можно ожидать разве что остаточное явление с попытками задерга рынка вверх, как остаточные рефлексы у трупа.
Здесь надо понимать, что приготовления к сворачиванию QE начинаются не в момент сворачивания, а за несколько месяцев раньше из-за низкого уровня ликвидности и активности на рынке при огромном масштабе размещенных средств операторами рынка.
Так что я бы запомнил эту дату. 17 октября, как отсечка между супер циклом коллективного безумия на рынке и приготовлением к сворачиванию этого идиотизма. Очень высока вероятность того, что в 4 квартале 2013 могут установить хаи рынка на много лет вперед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: