Локальная цивилизация
| Мировая цивилизация
|
Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
| Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.
|
Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов.
| Создается на основе множества этносов.
|
Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития.
| Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции.
|
Имеет приверженцев одной религии.
| Имеет приверженцев всех религий земного шара.
|
Носители - представители, как правило, одной расы.
| Носители - представители всех рас.
|
Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием.
| Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры.
|
Линии сравнения
| Формационный подход
| Цивилизационый подход
|
Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития.
| Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.
| Человек - единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-истоорическое познание - это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.
|
Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества.
| Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества.
| Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
|
Направленность исторического развития. Понятие "прогресс".
| Общесто движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии развития связаны с совершенствованием производственных отношений.
| Каждая цивилизация неповторима. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.
|
Достоинства (по мнению сторонников)
| Позволяет: - увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; - предстваить историю человечества как единый процесс; - установить определенные закономерности исторического развития; - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.
| - Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии; - ориентирует на изучение тех сторон жизни, которые выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психлогия и др.) - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
|
Недостатки (по мнению критиков)
| - Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; - основная часть процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка на может быть без искажений и упрощений оюъяснена с чисто экономических позиций; - последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; - недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.
| - При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
|