Харктерные черты локальной и мировой цивилизации
| Локальная цивилизация | Мировая цивилизация |
| Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. | Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства. |
| Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов. | Создается на основе множества этносов. |
| Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития. | Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции. |
| Имеет приверженцев одной религии. | Имеет приверженцев всех религий земного шара. |
| Носители - представители, как правило, одной расы. | Носители - представители всех рас. |
| Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием. | Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры. |
Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
| Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационый подход |
| Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития. | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны. | Человек - единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-истоорическое познание - это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности. |
| Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества. | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества. | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими. |
| Направленность исторического развития. Понятие "прогресс". | Общесто движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии развития связаны с совершенствованием производственных отношений. | Каждая цивилизация неповторима. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно. |
| Достоинства (по мнению сторонников) | Позволяет: - увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; - предстваить историю человечества как единый процесс; - установить определенные закономерности исторического развития; - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран. | - Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии; - ориентирует на изучение тех сторон жизни, которые выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психлогия и др.) - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. |
| Недостатки (по мнению критиков) | - Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; - основная часть процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка на может быть без искажений и упрощений оюъяснена с чисто экономических позиций; - последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; - недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов. | - При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества. |