Типы эристических диалогов. Роль дискуссии в обществе

- спор, полемика, диспут, дискуссия

Спор – выяснение истинности одного из противоречащих друг другу тезисов. Цели оппонентов: доказательство своего тезиса, опровержение антитезиса, осведомление.

Полемика - прямая противоположность спору. Здесь главное для оппонентов - победа любой ценой.

Партнеры принципиально отрицают возможность и целесообразность компромиссных решений. «Полемос» в переводе с греческого означает «война». И действительно, стороны нередко прибегают к крайним мерам, страсти кипят. Важно не переступить черту, за которой кончаются собственно человеческие, диалогические отношения.

Диспут - это спор в присутствии аудитории, которая выполняет роль судьи, определяет, на чьей стороне правда (например, научный диспут)

Дискуссия - диалог, в котором стороны стремятся выработать единое мнение, достигнуть соглашения по обсуждаемому вопросу. Если единогласие достигнуто, дискуссия оканчивается. В ее ходе могут возникнуть споры, полемика, но цель не может состоять в победе над противником, иначе дискуссия будет безрезультатной (например, международные переговоры проходят именно в виде дискуссий: стороны выясняют позиции друг друга, достигают компромисса, если это возможно, и подписывают общие документы - договор, коммюнике и т.д.)

Целями дискуссии могут быть:

определение меры ценности истинности либо правдоподобности альтернативных мнений

определение новых свойств и отношений дискуссионного предмета

нахождение оптимального решения проблемы

выработка адекватной формулировки проблемы

генерирование новых идей.

Формы закрытых дискуссий: свободный обмен мнениями, управляемая дискуссия, заседание постоянной комиссии, желание специальной комиссии, заседание секционных групп, конференция

Формулировка темы дискуссии: обсуждение фактов, оценка, выработка рекомендаций

Роли участников: председатель, его заместитель и секретарь

Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный

Функции председателя: вступительное слово, руководство ходом дискуссии, поддержание порядка, удержание обсуждения в заданном русле, произнесение заключительного слова.

Сейчас жанр дискуссии становится преобладающим в технических средствах: столкновение мнений представляют предмет наибольшего интереса аудитории. На экранах мы все чаще наблюдаем людей, отстаивающих свои мнения.


77. Личность на экране. Типология ведущих. Сущность эффекта "персонификации".


Телевидение – самая персонифицированная область масс-медиа. Образ информатора обязательно должен соответствовать содержанию сообщения. Психика человека стремится к очеловечиванию (антропоморфизм мифов), поэтому на экране постоянно будет нужен человек.

Персонификация – ассоциация с конкретным лицом. (например, 1-ый канал- Екатерина Андреева). Фигура, персона отражает взгляды аудитории. Передача «Золотой шар»- ассоциируется с Вульфом. (Вспомним «Пока все дома» и «Непутевые заметки)))

Типология ведущих: ну сейчас все смешалось по сравнению с теми же 60 и 70-ми. Можно делить ведущих по классификации программ. Но четко типологии нет, она размыта. Напр, Гордон – модератор с элементами провокации. Появился еще и «шоу- мэн» -Ну это Ванечка Ургант))

Имена самых архаичных персон, примеры:

· Владимир Шнейдеров, с которым долгое время ассоциировался телевизор вообще, и Юрий Левитан: «Внимание! Говорит Москва» (в годы войны).

· Игорь Кириллов – ведущий программы «Время», в 70-е годы, когда были не ведущие, а дикторы, проще было представить себе ТВ без программы «Время», чем его – без галстука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: