Характеристика ребенка как субъекта, не имеющего субъектного стержня

Итак, экзистенциальную и познавательную парадигму субъектности можно разделить, но все же в человеке они неразрывны. Для создания субъектного стержня, своего твердого «Я», необходим второй полюс как таковой, и познавательный, и экзистенциальный. В какой-то мере он представлен, конечно, у всех взрослых. Твердое личное «Я» не зависит от социальных идентификаций, настроения или мировоззрения. Я отдаю себе отчет в том, что вхожу в кричащее противоречие с модными постмодернистскими теориями социального формирования субъектности. Спорить с ними здесь не входит в мою задачу. Нам достаточно характеристики субъектного стержня как независимой основы, на которой держится постоянство субъекта. Напомню, что необходимость второго полюса для формирования стержня я обосновывала тем, что в основе постоянства субъекта присутствуют рефлексия и совесть.

Важно, что этот субъектный стержень является постоянной основой для личных проектов. Работа, семья, хобби — мы часто несемся во всем этом, как щепки в потоке, поскольку абсолютно твердого субъектного стержня нет у большинства людей. Но в то же время нельзя отнять и то, что мы многое планируем сами, а главное — наши проекты долговременны. Щепку унесло бы уже много раз, а автор настоящей статьи сидит за компьютером и намеревается ее закончить. Очень соблазнительно быть щепкой. Но мы не можем позволить себе этого. Поэтому иметь постоянный стержень мы ощущаем даже как свою обязанность. Выполнить обещание, в том числе — особый случай — выполнить обет, обещание, данное самому себе или Богу один на один. Никто не осудит за невыполнение, но мы осудим себя сами. Совесть лежит в основе субъектного стержня и делает из нас ответственных и моральных людей[11].

Далее, во второй части, рассмотрим, что происходит с этим постоянством субъекта, востребовано оно в нашей культуре или нет. Надо заметить, что некоторое отрицание взрослости и воспевание вечной молодости было характерно для культуры со времен романтизма. Разберем также экзистенциальные преимущества молодых перед взрослыми и наоборот. Но думаю еще, что нередко в основе нежелания взрослеть, в стремлении остаться молодым лежит отказ от твердой внутренней основы, стержня. С одной стороны, его иметь действительно тяжело, так что это можно трактовать как слабость. С другой стороны, есть реальный экзистенциальный риск лишиться спонтанности, некоей неожиданности бытия. Это огромное экзистенциальное мастерство: умение сочетать собственное ответственное бытие в мире с необходимой долей спонтанности (грубо говоря, ходить на работу, но иногда уметь и прогулять, рискуя увольнением, ради какого-нибудь безумства, о котором потом будешь вспоминать всю жизнь). Ответственность, хотя это и прекрасное для субъекта достояние, тоже, как и все на свете, нельзя абсолютизировать.

Культурный анализ взросления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: