Взросление как трансфигурация установки

Мы видели, что в обеих парадигмах, познавательной и экзистенциальной, эгоцентрическая установка сменяется на эксцентрическую. Как это происходит?

Здесь легче понять познавательный случай. Ключевую роль играет в этом речь. Речь появляется во время игры, независимо ни от деятельности, ни от коммуникации. Точнее говоря, независимо от деятельности и коммуникации появляется некий особый модус речи, который я называю «ответственное сообщение»: ребенок формулирует некое знание, которое у него сложилось, ни к кому не обращаясь и ничего этими словами не добиваясь, кроме собственно только формулировки этого знания[8]. Как показано в моей книге[9], это сложный процесс, но его достаточно для появления отчужденного, эпистемного полюса «Я-2», то есть формирования эксцентричности.

Таким образом, если речь не нарушена, если нет особых нарушений мышления, трансфигурация познавательной установки происходит сама собой, в ходе процесса познания. Поэтому в познавательном смысле почти все люди одного паспортного возраста находятся на одном уровне.

В данной статье нам важнее трансфигурация экзистенциальной установки[10]. Но это гораздо более сложный вопрос. Сама собой она происходит далеко не у всех.

Конечно, очень важны характеристики устойчивости среды, в которой находится субъект. Если до 25 лет, обучаясь в школе и институте, человек находится на попечении любящей семьи и в ней все в порядке, формировать взрослую экзистенциальную позицию ему по меньшей мере труднее, чем тому, чьи детские университеты прошли среди бомжей. Еще труднее, как мы специально обсудим ниже, формировать взрослую позицию в детском сиротском учреждении. Однако все это далеко не абсолютно, и везде встречаются исключения.

Взрослая экзистенциальная позиция не возникает сама собой, а является достижением субъекта. Из этого следует, в частности, что ее надо поддерживать, она требует сил. Нередко приходится видеть, как профессор ругается с какой-нибудь секретаршей, которая передает ему распоряжения начальства (допустим, он приехал оформлять бумаги, какого-то документа не хватает, секретарша отказывается оформлять). Он, оказывается, не способен проделать даже такое довольно простое мыслительное действие, как сообразить, что не секретарша является автором предъявляемых требований. Он не задает себе вопроса, как устроена та вторичная среда, с которой он в данном случае имеет дело. На этом примере мы видим, что взрослая позиция требует затрат мыслительных сил, на которые профессора не всегда оказываются способны.

Примеров такого рода, когда вроде бы умный человек не представляет себе устройство окружающей среды, особенно социальной, множество. Таким образом, некоторые вообще никогда не переходят к взрослой экзистенциальной позиции.

Такое несоответствие позиций — в познавательной парадигме субъект эксцентричен, а в экзистенциальной эгоцентричен — мы можем определить как инфантильность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: