Заключение

Итак, каков же будет возраст его взросления? В нашей культуре, в идеале, никаков. Такой культуре, как наша, взрослые самостоятельные субъекты, со стержнем личности, с мудростью, с рефлексией, со вторым полюсом, дающим возможность отстраненности, — попросту не нужны. Другое дело, что, конечно, люди взрослеют своим ходом. Они теряют близких, они сталкиваются с неизбывным одиночеством, они сами делают давно известные в экзистенциализме открытия о собственной конечности и о подлинности/неподлинности существования. Поэтому мы и сталкиваемся иногда даже в среде нашей культуры с мудрыми, понимающими людьми. Но мы можем без сомнения сделать неутешительный вывод, что если развитие пойдет в его нынешнем направлении, таких людей будет все меньше, возраст взросления будет отодвигаться все далее и далее, к конечной точке, когда даже старики будут умирать как дети, так и не поняв, что происходит и что с ними было на протяжении всей жизни, и даже не задав себе ни единого вопроса об этом, а только лишь требуя помощи от государства. Впереди нашу культуру ждет всеобщая инфантильность с правительством в роли родителей.


[1] Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.

[2] Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М.: Идея-Пресс, 2004.

[3] Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004.

[4] Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

[5] Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

[6] Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999.

[7] Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

[8] Ср.: Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.

[9] Косилова Е. В. Философия возраста. Взаимосвязь экзистенциального и познавательного взросления человека. М.: ЛЕНАНД, 2014.

[10] Подорога В. А. Мимесис // Материалы по аналитической антропологии литературы в двух томах. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006.

[11] Петрановская Л. Что делать, если... М.: Аванта +, 2010.

[12] Кнабе Г. С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. 1989. № 5.

[13] Кнабе Г. С. Местоимения постмодерна. М., 2004.

[14] Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: теория, факторы, проблемы. М., 1995.

[15] Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2004.

Генетический код

Позднее взросление как тревожный симптом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: