Странная это вещь — история людей, личностей. Муж Веры Федоровны, академик Отто Юльевич Шмидт, будучи человеком незаурядным, был всегда на виду. Герой Советского Союза, член правительства, организатор нескольких полярных экспедиций, вице-президент Академии наук СССР, основоположник современной теории происхождения Земли — список его достижений и заслуг можно продолжать бесконечно. Жена, казалось, всегда была в тени его славы. Но вот его собственное признание почти столетней давности: будучи в Вене, он разговорился с молодым врачом-психоаналитиком, и тот пришел в полный восторг, «когда оказалось, что он имеет счастье беседовать с мужем фрау Веры Шмидт, книгу которой он читал и хвалил. Вот! Моя знаменитая жена и мне составляет протекцию! Браво!» Тем не менее просьбы жены всегда выполнял: «Везу для тебя, Вера, полный комплект литературы по фрейдизму…»[18]. Сегодня только старшее поколение знает, кто такой был Шмидт. А интерес к работам его жены набирает силу.
Как бы критически ни относиться сегодня к этой работе, для меня как социолога очевидна ее непреходящая ценность: собран и наконец опубликован подробнейший дневник о жизни ребенка (сначала одного, а потом и в коллективе) на протяжении первых четырех лет его жизни. Тематический указатель повествования только о первом годе жизни ребенка занимает 66 страниц убористого шрифта. И это была лишь первая попытка систематизации столь разнообразного материала. Как бы ни развивался дальше отечественный психоанализ, дневник Веры Шмидт будет его важной отправной точкой.
|
|
Вера Шмидт была активной участницей общественного педагогического движения первых лет советской власти. В психоанализе она искала средства гуманизации воспитательного процесса ребенка. Эксперимент, начатый ею, не был завершен по ряду причин. Во-первых, практически с самого начала он подвергся резкой критике со стороны не только «традиционно воспитанных» русских педагогов, но и партийно-педагогического сообщества, возглавляемого тогда женой В. И. Ленина Н. К. Крупской. Во-вторых, обществу, вступившему на путь форсированной индустриализации и урбанизации, нужны были простые и дешевые формы массовой социализации и организации быта сельских мигрантов и их семей в городах. В конце 1920-х — начале 1930-х годов в советской социологии и теории градостроительства были популярны идеи организации «коллективного быта», создания «домов коммун» и т. п. На массовые эксперименты, подобные рассмотренному выше, и тем более на их реализацию и мониторинг попросту не было никаких ресурсов, ни материальных, ни интеллектуальных. В-третьих, большевики, и прежде всего Л. Д. Троцкий, видели в психоанализе лишь инструмент, пригодный для быстрого создания массового «нового человека» эпохи социализма. Как только Троцкий был выдворен с политической арены СССР, психоанализ был закрыт как «политически вредное» научное направление, а его лидеры — подвергнуты репрессиям. Победили формы коллективного трудового воспитания (А. С. Макаренко). Однако экспериментальное направление в психоанализе детства развивалось в СССР вплоть до середины 1930-х годов.
|
|
Можно ли «завершить» этот эксперимент или повторить его в полном объеме сегодня? Мир изменился неузнаваемо, он стал неопределенным, непредсказуемым и полным рисков — таков общий глас. «Текучей современностью» назвал этот мир известный социолог Зигмунд Бауман. Но разве сто лет назад для отдельного человека, для ребенка или его матери русский мир в момент его трагического разлома был менее неопределенным и опасным? Разве у нас сегодня нет детских домов и брошенных детей? Ведь эксперимент, начатый Верой Федоровной, был опытом, поставленным in vitro. Значит, в принципе его можно повторить. А какими должны быть его теоретическая база, методики и интерпретация результатов — это уже дело специалистов.
Остается добавить, что сын Веры Федоровны, Владимир Оттович Шмидт, не стал частью предвоенной «золотой молодежи», хотя возможностей для этого у него было предостаточно. Он проработал более 60 лет педагогом в Московском автомеханическом институте, одновременно участвуя в создании и работе Завода-втуза при Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева (позднее — Московский государственный индустриальный университет), а по воскресным дням в течение почти 40 лет трудился еще и в качестве заместителя председателя ко-оператива работников науки и искусства (РАНИС) на Николиной Горе. Те, кто был знаком с жизнью этого действительно элитарного подмосковного дачного поселка в 1940—1980-х годах, понимают, что это не менее тяжкий «педагогический» труд. Не прерывая работы в институте до последнего дня, Владимир Оттович совместно с друзьями по поселку создал уникальный двухтомник «Наша Николина Гора», зафиксировавший все социальные и культурные слои и перипетии его пред- и послевоенной жизни[19]. Книга эта уже давно стала библиографической редкостью. Воспитывал Владимир и меня, своего двоюродного брата. Воспитание средой, обстановкой, когда «воспитуемый» не ощущает гнета этого процесса, и есть, по моему мнению, самый эффективный способ воспитания. Видимо, педагогические гены все же существуют.
И еще. Традиции «большой семьи», которые закладывались более ста лет назад родителями Веры Шмидт, были продолжены ее сыном Владимиром и его женой, а после их ухода — их дочерью Верой Владимировной Шмидт. Так что сбрасывать институт большой семьи «на свалку истории», как предлагают сегодня некоторые, думаю, рано.
[1] 22.09.1909; архив автора.
[2] Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910), русская актриса. Вошла в историю русской культуры как одна из лучших исполнительниц роли Нины в пьесе А. Чехова «Чайка».
[3] 12.02.1910; архив автора.
[4] Фребелевские общества (или общества деятелей дошкольного воспитания) создавались в царской России (Петербурге, Киеве, Одессе) и ставили своей целью распространение идей немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания, который ввел в оборот понятие «детский сад», Фридриха Вильгельма Августа Фребеля (1782—1852). По инициативе этих обществ и под их патронажем создавались как платные, так и на благотворительной основе детские сады. После революции 1917 г. в России Фребелевские курсы были преобразованы в институты народного образования.
[5] 27.10.1908; архив автора.
[6] Из газеты «За здоровый быт», 1930, № 9.
|
|
[7] Сначала, в 1921 г., Детский дом-лаборатория был организован при Московском психоневрологическом институте, во главе которого стоял его директор, профессор И. Д. Ермаков. Скоро, после неоднократной критики в адрес программы действий дома-лаборатории со стороны «традиционного» советского педагогического сообщества, его финансирование резко сократилось. Однако его работу вызвалось поддержать немецкое объединение горняков «Унион», которое совместно с аналогичным российским профсоюзом предложило материальную и идеологическую поддержку дому-лаборатории. Немецкое профсоюзное объединение снабжало дом-лабораторию продуктами питания, а русское объединение горняков — топливом. Тогда дом-лаборатория и был переименован в Детский дом-лабораторию «Международная солидарность». См.: Шмидт В. Ф. Психоаналитическое воспитание в Советской России. Доклад о Детском доме-лаборатории в Москве. Перевод с немецкого издания 1924 г. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2011. С. 15e,hfnm.
[8] Чуковский К. И. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. От двух до пяти. Москва: Художественная литература, 1964. С. 472—473.
[9] 02.09.1921; архив автора.
[10] Во вступительном разделе к 1 тому «Дневника матери» (Ижевск, 2011 г.) сказано, что основой тематического указателя к нему послужила «схема метапсихологической оценки ребенка раннего возраста, разработанная Эрнестом Фрейдом». Я думаю, что это ошибка. В действительности существовал ученик З. Фрейда, Эрнст Джонс (Alfred Ernest Jones, 1879—1958), который разрабатывал методические схемы для практического использования работ своего учителя.
[11] См.: Райх В. Сексуальная революция. СПб. — М.: Университетская книга, 1997.
[12] Шмидт В. Ф. Психоаналитическое воспитание в Советской России. Доклад о Детском доме-лаборатории в Москве. Перевод с немецкого издания 1924 г. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2011. С. 23—24.
[13] Там же. С. 39.
[14] Шмидт В. Ф. Психоаналитическое воспитание. Т. 3. В кн.: Психоаналитические и педагогические труды / В. Ф. Шмидт. Под научной редакцией С. Ф. Сироткина. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2009. С. 9.
|
|
[15] Райх В. Сексуальная революция. СПб. — М.: Университетская книга, 1997. С. 317—325.
[16] Занков Л. В., Певзнер М. С., Шмидт В. Ф. Трудные дети в школьной работе. Методическое пособие для педагогов и учителей. М. — Л.: ОГИЗ, 1933 (архив О. Н. Яницкого).
[17] Выготский Л. С. Предисловие в книге: Трудные дети в школьной работе. Методическое пособие для педагогов и учителей. М. — Л.: ОГИЗ, 1933. С. 3—4.
[18] 05—08.08.1924, из архива В. О. Шмидта.
[19] Громова М. М., отв. ред., Карманова Н. П., Лихолетова О. Р., Туликова А. С., Шмидт В. О. Наша Николина Гора: Книги первая и вторая. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2008.