Вместо заключения

Странная это вещь — история людей, личностей. Муж Веры Федоровны, академик Отто Юльевич Шмидт, будучи человеком незаурядным, был всегда на виду. Герой Советского Союза, член правительства, организатор нескольких полярных экспедиций, вице-президент Академии наук СССР, основоположник современной теории происхождения Земли — список его достижений и заслуг можно продолжать бесконечно. Жена, казалось, всегда была в тени его славы. Но вот его собственное признание почти столетней давности: будучи в Вене, он разговорился с молодым врачом-психоаналитиком, и тот пришел в полный восторг, «когда оказалось, что он имеет счастье беседовать с мужем фрау Веры Шмидт, книгу которой он читал и хвалил. Вот! Моя знаменитая жена и мне составляет протекцию! Браво!» Тем не менее просьбы жены всегда выполнял: «Везу для тебя, Вера, полный комплект литературы по фрейдизму…»[18]. Сегодня только старшее поколение знает, кто такой был Шмидт. А интерес к работам его жены набирает силу.

Как бы критически ни относиться сегодня к этой работе, для меня как социолога очевидна ее непреходящая ценность: собран и наконец опубликован подробнейший дневник о жизни ребенка (сначала одного, а потом и в коллективе) на протяжении первых четырех лет его жизни. Тематический указатель повествования только о первом годе жизни ребенка занимает 66 страниц убористого шрифта. И это была лишь первая попытка систематизации столь разнообразного материала. Как бы ни развивался дальше отечественный психоанализ, дневник Веры Шмидт будет его важной отправной точкой.

Вера Шмидт была активной участницей общественного педагогического движения первых лет советской власти. В психоанализе она искала средства гуманизации воспитательного процесса ребенка. Эксперимент, начатый ею, не был завершен по ряду причин. Во-первых, практически с самого начала он подвергся резкой критике со стороны не только «традиционно воспитанных» русских педагогов, но и партийно-педагогического сообщества, возглавляемого тогда женой В. И. Ленина Н. К. Крупской. Во-вторых, обществу, вступившему на путь форсированной индустриализации и урбанизации, нужны были простые и дешевые формы массовой социализации и организации быта сельских мигрантов и их семей в городах. В конце 1920-х — начале 1930-х годов в советской социологии и теории градостроительства были популярны идеи организации «коллективного быта», создания «домов коммун» и т. п. На массовые эксперименты, подобные рассмотренному выше, и тем более на их реализацию и мониторинг попросту не было никаких ресурсов, ни материальных, ни интеллектуальных. В-третьих, большевики, и прежде всего Л. Д. Троцкий, видели в психоанализе лишь инструмент, пригодный для быстрого создания массового «нового человека» эпохи социализма. Как только Троцкий был выдворен с политической арены СССР, психоанализ был закрыт как «политически вредное» научное направление, а его лидеры — подвергнуты репрессиям. Победили формы коллективного трудового воспитания (А. С. Макаренко). Однако экспериментальное направление в психоанализе детства развивалось в СССР вплоть до середины 1930-х годов.

Можно ли «завершить» этот эксперимент или повторить его в полном объеме сегодня? Мир изменился неузнаваемо, он стал неопределенным, непредсказуемым и полным рисков — таков общий глас. «Текучей современностью» назвал этот мир известный социолог Зигмунд Бауман. Но разве сто лет назад для отдельного человека, для ребенка или его матери русский мир в момент его трагического разлома был менее неопределенным и опасным? Разве у нас сегодня нет детских домов и брошенных детей? Ведь эксперимент, начатый Верой Федоровной, был опытом, поставленным in vitro. Значит, в принципе его можно повторить. А какими должны быть его теоретическая база, методики и интерпретация результатов — это уже дело специалистов.

Остается добавить, что сын Веры Федоровны, Владимир Оттович Шмидт, не стал частью предвоенной «золотой молодежи», хотя возможностей для этого у него было предостаточно. Он проработал более 60 лет педагогом в Московском автомеханическом институте, одновременно участвуя в создании и работе Завода-втуза при Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева (позднее — Московский государственный индустриальный университет), а по воскресным дням в течение почти 40 лет трудился еще и в качестве заместителя председателя ко-оператива работников науки и искусства (РАНИС) на Николиной Горе. Те, кто был знаком с жизнью этого действительно элитарного подмосковного дачного поселка в 1940—1980-х годах, понимают, что это не менее тяжкий «педагогический» труд. Не прерывая работы в институте до последнего дня, Владимир Оттович совместно с друзьями по поселку создал уникальный двухтомник «Наша Николина Гора», зафиксировавший все социальные и культурные слои и перипетии его пред- и послевоенной жизни[19]. Книга эта уже давно стала библиографической редкостью. Воспитывал Владимир и меня, своего двоюродного брата. Воспитание средой, обстановкой, когда «воспитуемый» не ощущает гнета этого процесса, и есть, по моему мнению, самый эффективный способ воспитания. Видимо, педагогические гены все же существуют.

И еще. Традиции «большой семьи», которые закладывались более ста лет назад родителями Веры Шмидт, были продолжены ее сыном Владимиром и его женой, а после их ухода — их дочерью Верой Владимировной Шмидт. Так что сбрасывать институт большой семьи «на свалку истории», как предлагают сегодня некоторые, думаю, рано.


[1] 22.09.1909; архив автора.

[2] Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910), русская актриса. Вошла в историю русской культуры как одна из лучших исполнительниц роли Нины в пьесе А. Чехова «Чайка».

[3] 12.02.1910; архив автора.

[4] Фребелевские общества (или общества деятелей дошкольного воспитания) создавались в царской России (Петербурге, Киеве, Одессе) и ставили своей целью распространение идей немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания, который ввел в оборот понятие «детский сад», Фридриха Вильгельма Августа Фребеля (1782—1852). По инициативе этих обществ и под их патронажем создавались как платные, так и на благотворительной основе детские сады. После революции 1917 г. в России Фребелевские курсы были преобразованы в институты народного образования.

[5] 27.10.1908; архив автора.

[6] Из газеты «За здоровый быт», 1930, № 9.

[7] Сначала, в 1921 г., Детский дом-лаборатория был организован при Московском психоневрологическом институте, во главе которого стоял его директор, профессор И. Д. Ермаков. Скоро, после неоднократной критики в адрес программы действий дома-лаборатории со стороны «традиционного» советского педагогического сообщества, его финансирование резко сократилось. Однако его работу вызвалось поддержать немецкое объединение горняков «Унион», которое совместно с аналогичным российским профсоюзом предложило материальную и идеологическую поддержку дому-лаборатории. Немецкое профсоюзное объединение снабжало дом-лабораторию продуктами питания, а русское объединение горняков — топливом. Тогда дом-лаборатория и был переименован в Детский дом-лабораторию «Международная солидарность». См.: Шмидт В. Ф. Психоаналитическое воспитание в Советской России. Доклад о Детском доме-лаборатории в Москве. Перевод с немецкого издания 1924 г. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2011. С. 15e,hfnm.

[8] Чуковский К. И. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. От двух до пяти. Москва: Художественная литература, 1964. С. 472—473.

[9] 02.09.1921; архив автора.

[10] Во вступительном разделе к 1 тому «Дневника матери» (Ижевск, 2011 г.) сказано, что основой тематического указателя к нему послужила «схема метапсихологической оценки ребенка раннего возраста, разработанная Эрнестом Фрейдом». Я думаю, что это ошибка. В действительности существовал ученик З. Фрейда, Эрнст Джонс (Alfred Ernest Jones, 1879—1958), который разрабатывал методические схемы для практического использования работ своего учителя.

[11] См.: Райх В. Сексуальная революция. СПб. — М.: Университетская книга, 1997.

[12] Шмидт В. Ф. Психоаналитическое воспитание в Советской России. Доклад о Детском доме-лаборатории в Москве. Перевод с немецкого издания 1924 г. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2011. С. 23—24.

[13] Там же. С. 39.

[14] Шмидт В. Ф. Психоаналитическое воспитание. Т. 3. В кн.: Психоаналитические и педагогические труды / В. Ф. Шмидт. Под научной редакцией С. Ф. Сироткина. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2009. С. 9.

[15] Райх В. Сексуальная революция. СПб. — М.: Университетская книга, 1997. С. 317—325.

[16] Занков Л. В., Певзнер М. С., Шмидт В. Ф. Трудные дети в школьной работе. Методическое пособие для педагогов и учителей. М. — Л.: ОГИЗ, 1933 (архив О. Н. Яницкого).

[17] Выготский Л. С. Предисловие в книге: Трудные дети в школьной работе. Методическое пособие для педагогов и учителей. М. — Л.: ОГИЗ, 1933. С. 3—4.

[18] 05—08.08.1924, из архива В. О. Шмидта.

[19] Громова М. М., отв. ред., Карманова Н. П., Лихолетова О. Р., Туликова А. С., Шмидт В. О. Наша Николина Гора: Книги первая и вторая. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: