Вместо заключения

В 1916 году в журнале «Слово Церкви» появилась неподписанная статья «Задачи старообрядческого культурно-просветительного общества». Судя по стилю, поднимаемой в самом начале теме извечного противостояния Востока и Запада, западников и славянофилов, написать ее мог И. А. Кириллов. В статье снова было высказано недоверие к общему школьному просвещению. Автор предлагал для совершенствования старообрядческого образования создать при епископах особый постоянный орган, состоящий из учителей-старообрядцев, духовенства, представителей приходов. Эти люди могли бы рецензировать старообрядческие учебники для школы, которым, прежде чем попасть в типографию, предстояло бы получить одобрение Освященного Собора (отголосок полемики между Г. М. Карабиновичем и Ф. М. Гусляковым и неудачный опыт с другими учебниками). «Примет ли эта организация форму особого епархиального школьного съезда с постоянным советом или исполнительной комиссией, или какую иную форму, подсказанную жизнью, — все равно, но осуществить постоянное планомерное руководство начинающим развиваться в старообрядчестве школьным делом необходимо. В старообрядчестве возможна только та школа, которую примут и признают своей сами старообрядцы, все же легкомысленно-просветительские попытки окажутся наверняка безуспешными»[32]. Предполагалось, что общество будет устраивать лекции, собеседования, концерты, открывать школы, музеи, выставки, издавать свою периодику. Часть этих задач взяли на себя в 1920-х годах старообрядческие братства, решая их, разумеется, в рамках возможного.

В 1918 году журнал «Голос Церкви» опубликовал статью И. А. Кириллова «О старообрядческом воспитании». Автор указывал, что оно имеет две основные тенденции: изолироваться от мира, опираясь только на семью и «добровольцев-начетчиков», или идти в мир. Закончить этот очерк мне хочется одной цитатой отсюда: «Мы видим, к великому счастью, что в старообрядчестве еще есть не прожитое духовное богатство, еще есть, что передать потомству, и поэтому старообрядческое воспитание, будучи в основе своей традиционным, церковно-семейным, должно быть в то же время не замкнутым, оно должно учитывать окружающую среду не для того, чтобы подделаться под эту среду, а чтобы дать молодому поколению то “обновление ума”, которым бы это поколение могло “познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная”, и чтобы это поколение могло не сообразовываться “с веком сим” (Римл. XII, 2). <…> Наше глубокое убеждение, что нельзя воспитание человека, предназначенного жить в миру, превращать в затвор; необходимо воспитаннику наравне с чувством уважения и любви к началам старообрядчества прививать и стремление, желание отстоять эти начала, упрочить их, не дать их на поругание. Трудная эта задача и очень, очень сложная, настолько же сложная, насколько сложна вся современная наша жизнь, и отдельному человеку эта задача, конечно, не по силам, ее должно решать все старообрядчество — “миром”, соборне; здесь самое слабое место старообрядчества, и сюда должно направить при первой возможности все наши усилия»[33].


[1] Филиппов Т. И. Три замечательные старообрядца. СПб., 1899. С. 22—24.

[2] Кабанов И. Г. Письмо Т. И. Филиппову от 14 сентября 1878 г. // Во время оно… История старообрядчества в свидетельствах и документах: Прил. к журналу «Церковь». 2005. Вып. 1. С. 108.

[3] Зенин Н. Д. К нашей молодежи. М., 1916. С. 1—2.

[4] Михайлов С. С. Селение Беливо в Гуслицах. М., 2009. С. 16.

[5] Н. Г. Какая школа нужна старообрядцам? // Голос старообрядца: Бесплатное прибавление к № 184 «Народной газеты». 1906. № 57 от 10 августа. С. 2.

[6] Там же. № 59. С. 1.

[7] Богатенко Я. А. Школа и религия // Церковь. 1908. № 30. С. 1028.

[8] Там же.

[9] Там же. С. 1030.

[10] См., напр.: Рыбаков А. С. Старообрядческий богословско-учительский институт // Церковь. 1910. № 40. С. 985—988; Старообрядческий институт // Церковь. 1913. № 19. С. 459—462; Воспитание и обучение в древнерусской школе // Церковь. 1912. № 5. С. 108—111; Воспитание и образование в западных школах // Церковь. 1912. № 9. С. 204—206; О преподавании в старообрядческом институте // Церковь. 1912. № 10. С. 225—228; Образовательные предметы в старообрядческом институте // Церковь. 1912. № 13. С. 304—309.

[11] В 1909 году Советом Всероссийских съездов старообрядцев была издана книга «Вопросы народного образования среди старообрядцев», посвященная актуальным проблемам тогдашней его организации. И это далеко не единственный пример и источник.

[12] А. В-съ. Просветительская деятельность в старообрядчестве // Слово Церкви. 1916. № 31. С. 644. Курсив А. В-съ.

[13] Там же. Имеется в виду писательница Анна Луиза Жермена де Сталь (1766—1817) и ее книга «Десять лет в изгнании». Автор неточно указывает годы ее пребывания в России. Упоминаемая им книга вышла впервые в 1821 г. после смерти де Сталь.

[14] ГА РФ. Ф. 1099 (Т. И. Филиппов). Оп. 1. Ед. хр. 2312. Л. 1об. Курсив автора письма.

[15] Михаил (Семенов), еп. Письма о преподавании Закона Божия // Михаил (Семенов), еп. Собрание сочинений. М. — Ржев, 2012. Т. 2. С. 242—243.

[16] Там же. С. 245. Кроме того, в 1914 г. епископ Михаил выпустил брошюру «Первый год обучения Закону Божию в старообрядческой школе».

[17] См.: [Макаров В. Е.] Добросовестный критик // Старообрядческая мысль. 1911. № 2. С. 134—146; № 6. С. 472—478. Подпись — Эльшанский.

[18] [Гусляков Ф. М., свящ.] «Критик» // Слово Церкви. 1915. № 25. С. 579—583; № 26. С. 606—610; № 28. С. 645—648. Подпись — Мельхиседеков.

[19] Карабинович Г. М., свящ. О религиозно-нравственном воспитании детей. М., 1913. С. 15.

[20] Например: О законоучительстве // Старообрядцы. 1908. № 7. С. 596—600; Законоучительство по церковным книгам // Слово Церкви. 1914. № 1. С. 14—15; Основная задача народной школы в Законе Божием // Слово Церкви. 1915. № 19. С. 445—448; Старые и новые способы преподавания Закона Божия // Слово Церкви. 1916. № 42. С. 905—907. Все без подписи. Разумеется, это не единственные примеры.

[21] Кириллов И. А. Правда старой веры. Барнаул, 2008. С. 435.

[22] Михаил (Семенов), еп. Письма Ф. Е. Мельникову // Во время оно… 2007. Вып. 4. С. 86, 92—93.

[23] Яксанов В. З. Старообрядчество и просвещение // Щит веры. Труды I Всероссийского съезда по народному образованию старообрядцев. 1912. № 7. С. 64—74; № 8. С. 75—81. Отдельный счет страниц. Критический отклик по поводу съезда и прозвучавших там докладов: [Давыдов М. П.] Беспоповцы на пути к просвещению // Церковь. 1913. № 12. С. 276—280. Подпись — Омега.

[24] Боченков В. В. «Не ищи же воли своей…»: Очерк по истории старообрядчества Калуги. Ржев, 2009. С. 43—44. Заслуживает внимания и само обращение к владельцу дневника: «Юный христианин, помни, что ты дите Божие! — говорилось в нем среди прочего. — Послан в этот мир исполнить волю пославшего тебя Отца Небесного, не ищи же воли своей греховной, плотской, приводящей к тяжким последствиям — отчаянию, разочарованию в жизни, грусти и т. п., но всегда и во всех случаях ищи воли Отца твоего Небесного и со смирением и покорностью говори: “Да будет воля Твоя”».

[25] Михаил (Семенов), еп. Христианская гигиена души (Гигиена духа) // Церковь. 1914. № 17. С. 401—403; № 18. С. 428—429; № 20. С. 476—477; № 21. С. 498—499; № 22. С. 534—526; № 23. С. 547—550; № 24. С. 574—577; № 25. С. 595—596; № 26. С. 612—615; № 27. С. 635—638; № 28. С. 659—661; № 29. С. 686—687; № 30. С. 706—708; № 31. С. 732—734; № 33. С. 765—767; № 37. С. 856—858.

[26] Например: Кукулевский В. О самовоспитании и самообразовании // Старообрядческая мысль. 1912. № 11. С. 1061—1062; О задачах и путях самообразования // Старая Русь. 1912. № 6. С. 94—97. Без подписи; О христианском самовоспитании // Слово Церкви. 1916. № 3. С. 1—52. Подпись — Н. Б.

[27] Полностью указанную статью см.: Михаил (Семенов), еп. Вопросы религиозного воспитания // Старообрядческая мысль. 1915. № 3. С. 226—237.

[28] Махаев Н. О религиозных запросах детей // Слово Церкви. 1917. № 7. С. 123—124. См. также другую его статью в старообрядческом журнале: Религиозное воспитание // Слово Церкви. 1916. № 13. С. 289—292.

[29] Рыбаков А. С. Воспитание и обучение в древнерусской школе // Церковь. 1912. № 5. С. 108—111. Через месяц А. С. Рыбаков опубликовал в том же журнале статью, обратившись к европейскому опыту: Воспитание и образование в западных школах // Церковь. 1912. № 9. С. 204—206. К историческим истокам образования и просвещения обращались также другие старообрядческие авторы: Кириллов И. А. Краткий очерк старообрядческого просвещения // Церковь. 1910. № 13. С. 336—340; № 14. С. 361—363; [Давыдов М. П.]. Исторические корни старообрядческого просвещения // Церковь. 1913. № 41. С. 979—983; № 42. С. 1003—1006. Подпись — Омега; Быстров Л. В. Начальные старообрядческие школы до и после начала ХХ столетия // Старообрядческая мысль. 1914. № 6. С. 579—587; № 7. С. 664—674; Кириллов И. А. Старообрядчество и просвещение // Слово Церкви. 1916. № 7. С. 151—155; № 9. С. 200—203; № 11. С. 251—253; № 12. С. 274—276; № 13. С. 294—296 (см. также в его книге «Правда старой веры». М., 1916, или Барнаул, 2008).

[30] О воспитании детей. Из творений Иоанна Златоустаго // Старообрядцы. 1908. № 7. С. 526—530; № 8—9. С. 630—634; № 10. С. 823—829; № 11. С. 941—948.

[31] На эту тему также были статьи в старообрядческой периодике: Необходимость образования нашему духовенству // Старообрядческая мысль. 1911. № 8. С. 632—637. Подпись — Горев; Личная жизнь пастыря сильнее проповеди // Церковь. 1913. № 40. С. 955—956. Без подписи.

[32] Подробнее см.: Задачи старообрядческого культурно-просветительного общества // Слово Церкви. 1916. № 11. С. 241—245. См. также: Устав старообрядческого культурно-просветительного общества // Слово Церкви. 1915. № 17. С. 405—408; Козлов В. Ф. Москва старообрядческая. М., 2011. С. 267—269.

[33] Кириллов И. А. О старообрядческом воспитании // Голос Церкви. 1918. № 3. С. 129. Курсив И. А. Кириллова. Поднятая тема была продолжена в последующих работах указанного автора вплоть до прекращения выхода журнала: Старообрядческое просвещение // Голос Церкви. 1918. № 5. С. 227—243; Старообрядческая народная академия // Голос Церкви. 1918. № 6. С. 275—288.

Дарья Двойнишникова, Валерия Панфилова[1]

«ПИСЬМО С ВОЙНЫ — РЕЛИКВИЯ НАВЕКИ»

Нам войною оставлены письма:
В них она на затертых листах
Карандашно-прерывистой вязью
Описала себя в двух словах…

Терентий Травник[2]

Еще остались письма с той войны, афганской... Но письма эти не из прошлого. Они о настоящем — о вечном настоящем. Письма совести о великом и героическом подвиге простого Солдата, Воина-Миротворца, письма сыновней любви к матери. Эти письма живут в нас. Они звучат повсюду: в весенней капели, в щебетании птиц, в цветении алых маков, васильков и ромашек, в аромате созревающих яблок. Они прорастают сквозь саму жизнь, они — вечная память о Защитнике Родины. За его именем стоят тысячи русских солдат, благодаря которым есть Мы и есть Мир.

Евгений Юрьевич Кротов, выпускник Полевской средней общеобразовательной школы № 4, — совсем еще мальчишка, солдат-срочник. Родина призвала его на службу в армию, а уж где нести эту службу, как распоряжаться своей судьбой, было не ему выбирать.

Мы с интересом рассматриваем фотографию Жени. Светло-русые, волнистые, как у Есенина, волосы, милая обворожительная улыбка. Даже не верится, что этот симпатичный юноша служил, как было принято говорить, в опасной «горячей точке». И погиб там 19-ти лет от роду…

Возможно, прав поэт Ваншенкин, сказавший: «Чтобы жить на земле, необходимы потери, неотвратимы потери». Но как смириться с потерей единственного сына матери и отцу? Как пережить эту боль, это горе бабушке, не дождавшейся из армии любимого внука? Нет ответа…

Сейчас, спустя 30 лет после тех печальных событий, уже нет в живых ни мамы, ни бабушки Евгения, остался лишь убеленный сединами отец, так и не поверивший в гибель своего «кровиночки», оставшегося для него мальчишкой навсегда.

В ходе нашей работы мы встретились с людьми, хорошо знавшими Женю, особенно с теми, кто близко с ним дружил. Дарья беседовала с друзьями и одноклассниками, а Валерия — с педагогами, знакомыми и родственниками. Благодаря многочисленным встречам, беседам и интервью с респондентами нам удалось выяснить немало интересных подробностей.

Марина Котельникова, одноклассница:

У Жени, как ни у кого другого в нашем классе, было очень развито чувство долга и стремление доводить любое начатое дело до конца. Когда мы в 10-м классе принимали участие в конкурсе агитбригад, он больше других мальчишек в этом участвовал. Репетировали допоздна, а потом он всех девчонок до дому провожал. Мы тогда заняли 1-е место!

Светлана Сизова, школьная подруга[3]:

Такого человека я редко встречала в своей жизни. Положительный, надежный, спокойный. Все девчонки из нашей школьной компании считали его своим лучшим другом. Очень любил собак. Однажды он подарил нам со Светой Неволиной крошечного щенка. Целый день мы возились с этим щенком, даже кормили из соски, а вечером уговорили какого-то хозяина частного дома взять щеночка к себе, потому что мы жили в городских квартирах и боялись, что родители не разрешат держать там собаку. Женя нас понял и не обиделся.

Светлана Неволина:

Я не знала кроме Жени более верного друга. Интеллигентный и в то же время очень простой, скромный, душевный, открытый, честный парень. К сожалению, я не могла ответить взаимностью на его симпатию (мне нравился другой мальчик), но это не мешало Жене искренне любить меня, не скрывая и не стыдясь своих чувств. Он охапками приносил мне цветы, дарил подарки, причем чаще сделанные своими руками, а оттого более милые сердцу.

Женя очень любил животных, у него в квартире нередко обитало сразу две-три кошки. В классе все мы его очень уважали, ценили за замечательные человеческие качества. Такие люди, как Женя, — соль земли, ее основа. Жить бы ему да жить!..

Валентина Георгиевна Микурова, в то время директор школы:

За все годы учебы в школе Женя Кротов ни разу ни в один конфликт не вступил, да что там конфликт, даже напряженной ситуации не было. Со всеми мог поладить, поговорить, был начитан, приятен в общении. Но в решении принципиальных вопросов при кажущейся мягкости его характера Евгений всегда занимал собственную, достаточно жесткую позицию.

(Просим обратить особое внимание на данные слова, потому что эта отмеченная директором черта характера сыграет в судьбе Жени немаловажную роль.)

Я вела в их 10-м классе уроки литературы. Не припомню ни одного случая, чтобы Женя не приготовил домашнее задание. Любил писать сочинения: они отличались философскими размышлениями и стремлением во всем самому доходить до сути.

Олег Мурашов, комсорг школы:

Женька всегда был оптимистом. В школе неизменно входил в состав команды для участия в спортивных состязаниях — любых. А еще он был заядлым туристом. Помню городской туристический слет в селе Мраморском. Только благодаря тому, что Кротов был капитаном, наша команда победила.

Березов Федор Иванович, бывший учитель физкультуры:

Мне он всегда казался взрослее своих ровесников: по взглядам на жизнь, по поступкам, по серьезным увлечениям — спортсмен, турист, участник всех соревнований, физически сильный и очень упорный.

Андрей Силин, одноклассник:

Женя просто обожал свою маму и очень любил бабушку — так нежно к ним относился, во всем помогал! И отца своего очень уважал.

Нина Николаевна Скоропухова, бывший педагог-организатор внеклассной воспитательной работы:

Во время одного из праздников во Дворце культуры трубного завода ученикам нашей школы поручили поздравить гостей в зале. Мы серьезно готовились к мероприятию, тщательно продумывали внешний вид ребят. Когда было решено всем мальчикам надеть белые рубашки, то после репетиции Женя подошел ко мне и смущенно признался, что у него нет подходящей рубашки. Выход тут же нашелся: я предложила ему сорочку своего сына.

После нашего выступления на празднике Женя на следующий же день передал мне пакет, развернув который я увидела выстиранную, тщательно отглаженную и красиво свернутую, как в магазине, рубашку моего сына. Женя во всем был таким, как и его мама, Екатерина Андреевна: аккуратным, ответственным, собранным.

Ираида Васильевна Маринина, классный руководитель:

Женя всегда был моим любимцем, одноклассники знали это, но не сердились на него. Такого, как он, нельзя было не любить. Кроме того что он был очень красивым, семья дала ему прекрасное воспитание. Умный, цельный, надежный, добрейшей души юноша. Он до сих пор стоит перед моими глазами: в светлой телогрейке на крыльце военкомата в день отправки в армию.

Думаю, если бы Женя вернулся после срочной службы домой, он обязательно пошел бы учиться в институт, построил семью, сделал бы прекрасную профессиональную карьеру. И тем более горька утрата, которую уже ничем не восполнить…

Когда в апреле 1982 года Кротова призвали в армию, он сразу же начал писать письма домой. Эти письма наподобие дневника: многие писались с интервалом в один-три дня. Только после полугода службы Женя стал писать чуть реже. В школьном музее хранятся письма и фотографии Евгения Кротова, которые он присылал своим друзьям в период службы.

Интересен факт,рассказанный нам Алексеем Николаевичем Кожевниковым, работником Северского трубного завода:

Однажды ко мне домой пришла незнакомая женщина, семье которой после смерти Екатерины Андреевны Кротовой и ее матери выделили освободившуюся квартиру. Она принесла мне сверток — новые жильцы обнаружили его в углу одной из пустых комнат.

В нем оказались награды, различные документы, фотографии и письма (более полусотни!) от единственного сына и внука Кротовых — Евгения. Я сразу же передал все эти вещи в музей средней школы № 4, где учился Женя Кротов.

Так трогательные письма солдата со строками сыновней любви тоже оказались после смерти его мамы и бабушки в музее 4-й школы.

Сергей Мамаев, одноклассник Евгения Кротова, поделился с нами:

Солдатская служба всегда довольно однообразна. Солдат каждый день одно и то же делает, один день на другой похож, событий ярких мало. Порой пишешь домой письмо, а оно, по сути, какое-то пустое. Да и где в этом однообразии находить новости? Дали другое блюдо в столовой — уже что-то новое. Женька же постоянно какие-то новости находил, целые поэмы писал.

Письма из армии… Толстая пачка конвертов, слегка потрепанных по краям. Видно, что их читали и перечитывали по многу раз.

Мы тоже стали читать армейские письма Жени, эти реликвии прошлого, хотя и не столь далекого.

Мы погружались в его мир, его душевные переживания, в его печали и радости, его диалоги с родными, и нам казалось, что он пишет и для нас тоже, например: «И пусть теперь растут другие дети, и пусть им тоже дарят тепло и ласку…»

Считаем, что эти незамысловатые солдатские письма — важный исторический источник событий, рассказывающий о нелегкой службе наших пограничников в суровые 1980-е годы афганской войны на границе двух государств: бывшей союзной республики Таджикистан и мятежного, опасного Афганистана.

Читая скупые весточки из «горячей точки», мы вновь отмечали, что не у каждого военнослужащего хватало терпения и желания так регулярно писать и так подробно рассказывать о событиях армейской жизни, воинской учебе, о солдатском быте, службе на границе во время военных действий периода афганской войны. А у Жени хватало с лихвой.

И мы решили, что приведем практически целиком в своей работе письма солдата-пограничника с нашими небольшими комментариями, сохранив его стиль и орфографию и лишь сократив повторяющиеся места. Нам хотелось, чтобы наши сверстники, особенно мальчишки, тоже узнали, каким добрым, честным и мужественным человеком был Евгений Юрьевич Кротов, узнали о том, как служилось в армии простым солдатам-срочникам в то непростое для страны время афганских событий.

В феврале 2014 года во всех городах и селах России будет отмечаться знаменательная дата: 25-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Мы хотим, чтобы никогда больше не оплакивали матери своих погибших сыновей, не седели раньше времени отцы солдат, чтобы люди свято чтили память всех защищавших интересы нашего Отечества воинов-интернационалистов.

Памяти Евгения Кротова и памяти каждого Великого Рядового Родины, выполнявшего боевое задание государственной важности под небом чужой страны, посвящено наше исследование…

«Жалко, нет лекарства супротив свинца…»

Была в поселке Северский города Полевского Свердловской области обыкновенная семья Кротовых. Мама и папа, к сожалению, не жили вместе, но каждый по-своему они очень любили единственного сына, отдавая ему свое тепло и ласку. Отец, преподаватель горного института, профессор, после развода сразу уехал на Север и там руководил полевой практикой студентов-геологов. Мама Жени преподавала в ПТУ. Евгений родился 11 октября 1963 года, в семь лет поступил в среднюю школу № 4 и успешно там учился. У каждого человека началом всех начал является детство. Судя по письмам, самые светлые и радостные воспоминания сохранил об этой поре и наш герой. Дом Кротовых стоял почти у самого берега городского пруда, возле которого находится Северский трубный завод имени Ф. А. Меркулова. Кротовы жили своей небольшой, но очень дружной семьей: мама, сын и бабушка Жени по линии мамы, которая вела домашнее хозяйство.

Двухэтажная школа, где в военные 1940-е годы находился госпиталь, была расположена в микрорайоне, известном в городе как «Далека» и больше похожем на деревеньку. Сейчас школа № 4 находится в новом просторном трехэтажном здании. А в те далекие 80-е годы старая школа была окружена черемухой и сиренью, и каждую весну они дурманили школьников и всех местных жителей своими терпкими цветочными запахами…

После окончания средней школы Женя Кротов решил сначала отслужить в армии, а уж потом получить высшее образование. Но до призыва еще было время, и 1 сентября 1981 года юноша поступил в местное ПТУ. Через восемь месяцев, 14 апреля 1982 года, он получил диплом с отличием по профессии «Резчик холодных труб» и был направлен на Северский трубный завод. Но уже на следующий день — 15 апреля — Евгения Кротова призвали на военную службу. Он поставил перед собой цель — отслужить несмотря ни на что, а уж потом, после армии, достойно прожить взрослую жизнь. Но планам этим не суждено было сбыться…

В период работы над исследованием мы не раз бывали у памятника воинам-интернационалистам, с болью читали высеченные там фамилии погибших ребят, в том числе Женину, и думали о великой утрате, которую уже ничем не восполнить: похоронки навечно вонзились в материнские сердца — больнее, чем душманские пули. Во многих семьях хранятся в траурных рамках портреты павших вдали от родного дома сыновей, от которых остались только письма, опаленные пламенем тех давних и горьких событий.

И долго строчки каждого письма родных до боли будут ранить,
Как Жизнь и Смерть, как траурная тьма, с войны оставшись им на память…[4]

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: