Культурологического образования СПб АППО

Оценка образовательных достижений учащихся

На уроках музыки в контексте ФГОС

Н.Ю. Ломакина, преподаватель кафедры

культурологического образования СПб АППО

Оценивание является важной и необходимой составной частью образовательного процесса, т.к. выполняет функцию обратной связи, выявляющей не только уровень освоения программы учащимися, но и степень эффективности педагогического инструментария и выступает в роли регулирующего элемента, способствующего поддержанию единства всей системы образования.

В процессе оценивания должно происходить соотнесение достигнутых результатов учащихся с изначально поставленными целями по заранее определенным критериям оценивания. В настоящее время критерии оценивания не имеют единого стандарта, поэтому проблема оценивания на уроке музыки сохраняет свою актуальность.

В соответствии с требованиями ФГОС целью музыкального воспитания в школе выступает формирование музыкальной культуры школьников, как части их духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников являет собой тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».

Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета[1].

Личностные результаты:

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей ее достижения; способности договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; способности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде.

Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся[2]:

· восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;

· хоровое, ансамблевое и сольное пение;

· элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;

· музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;

· проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;

· применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;

· перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Под указанные виды музыкально-практической деятельности и следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве чисто музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.

Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы:

1. Что оценивается? Какие результаты?

2. Как оценивается? Какими методами?

3. Зачем, с какой целью оценивается? В чем смысл оценивания?

4. Когда оценивается? В какой момент учебного процесса?

Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картинаоценивания:

1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.

2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.

3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.

4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный или итоговый характер.

Среди современных методов оценивания такому подходу наиболее полно соответствуют рейтинговая накопительная система (РНС), которая предоставляет возможность осуществлять объективное комплексное оценивание на всех этапах образовательного процесса, в совокупности с методом портфолио.

РНС характеризуется эмоционально-положительной направленностью, так как способствует стимулированию интереса учащихся к музыкальным занятиям, воспитывает волю к самоорганизации учебной деятельности и предоставляет возможность выстраивания собственных образовательных стратегий по принципу избыточности.

Рейтинговая накопительная система оценивания позволяет:

· обеспечить всесторонний характер оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, охватывая разные виды музыкальной деятельности;

· учитывать индивидуальные способности школьников;

· выдерживать объективный характер;

· фиксировать успехи в индивидуальном развитии;

· учитывать результаты фронтальных, индивидуальных и групповых форм.

Система оценивания по методике РНС включает инвариантную и вариативную части заданий, запланированных для учащихся на зачетный период – четверть, триместр, год и т.д. Инвариантная часть является обязательной для всех. Только полное выполнение этой части заданий дает право на повышение результативности обучения посредством выполнения заданий вариативной части.

Обязательная часть должна формироваться в виде заданий, где оцениванию подлежит степень овладения знаниями и предметными компетенциями:

· решение тестовых заданий;

· написание викторин;

· написание эссе;

· исполнение песен;

· работа в тетрадях.

Вариативная часть является накопительной, влияющей на промежуточный результат при оценивании, так как суммарно добавляет баллы, способствуя повышению оценки, и может включать широкий спектр творческих заданий, стимулирующих познавательные потребности школьников и внутреннюю мотивацию к процессу обучения. Такими заданиями могут выступать:

· составление кроссвордов;

· подготовка презентаций;

· написание рефератов;

· участие в аукционе театральных билетов (посещение концертов, музыкальных спектаклей, музеев);

· исследовательская проектная деятельность;

· выполнение заданий с использованием ресурсов web 2.0 (редактируемый интернет)[3],[4]:

Ø ведение музыкальной страницы на сайте класса;

Ø создание подкастов;

Ø подготовка мультимедийных проектов;

Ø веб-квесты;

Ø подготовка он-лайн концерта;

Ø создание блогов от имени композиторов, исполнителей;

Ø создание главы в коллективном учебном пособии по определенной теме;

Ø работа с Google-картой;

Ø работа в программе Learning Apps.org;

Ø работа с «лентой времени»;

Ø создание фильмов stop-motionи т.д.

Результаты выполненных заданий фиксируются в технологической карте РНС (образец приведен):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: