«Педагогическое тестирование – форма диагностики учебных достижений испытуемых, осуществляемая с помощью предъявления им тестов. Может проводиться с целью контроля, прогнозирования, обучения и самоконтроля»[5]
« Задания в тестовой форме… представляют собой не систему, а совокупность заданий определенного направления, что позволяет выстраивать их по тематическому или иному принципу» [6]
Актуальность применения тестовых форм контроля в современном образовании объясняется рядом их преимуществ перед традиционными формами проверки знаний:
· эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль знаний значительного количества испытуемых за короткое время с минимальными затратами;
· высокая содержательность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста;
· единство требований ко всем испытуемым;
· объективность тестового контроля;
· индивидуальный характер контроля каждого учащегося;
|
|
· возможность регулярного систематического проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, как средства стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке;
· совмещение обучающей и контролирующей функции теста;
· технологичность при применении современных компьютерных средств тестирования.
В соответствии со спецификой предмета «Музыка» выстраиваются и задания в тестовой форме, которые могут включать:
· вопросы на выявление знаний теоретического блока по предмету в рамках программных требований;
· практические задания на определение степени развитости музыкального мышления (слушание музыкальных произведений с целью анализа их музыкальных форм, средств выразительности в контексте выявления содержания и художественного образа произведения);
· контрольные видеоматериалы на решение определенных ситуативных задач;
· музыкальные викторины на выявление знаний программного музыкального материала;
· задания творческого характера со свободно конструируемым ответом и т.д.
По итогам выполнения заданий в тестовой форме происходит комплексная проверка компетенций учащихся в различных видах музыкальной деятельности – информационно-познавательной, практической, творческой, которая обеспечивает учителю возможность всесторонней объективной оценки музыкальных учебных достижений школьников.
Формы тестов могут быть представлены двумя видами:
Задания закрытой формы – задания с представленными на выбор ответами, и задания открытой формы – задания, предполагающие самостоятельный поиск ответа.
Задания закрытой формы классифицируются как:
|
|
· задания с выбором ответа (задания с выбором одного правильного ответа;задания с выбором множества правильных ответов);
· задания на установление соответствия;
· задания на установление правильной последовательности.
Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый правильный ответ дает 1 балл, и, соответственно, по количеству заданий определяется максимально возможное количество баллов.
Задания открытой формы также могут подразделяться в виде:
· заданий на дополнение с ограничениями на ответ;
· заданий со свободно конструируемым ответом.
В таких заданиях критериями оценивания должны быть:
Ø логическая выстроенность рассуждений;
Ø содержательность ответа по количеству озвученных позиций;
Ø аргументированность ответа.
При этом каждый из указанных критериев может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа.