Красный угол

Называется также: передний, верхний, старший, почетный, святой, божий, первый; укр.: покутье; белор.; кут, покуць. Наиболее ценная и почетная часть жилища. Как мы уже говорили, если не реально, то условно (через образа) красный угол сориентирован на восток или юг и освещен более других углов. В свою очередь все в доме было сориентировано по отношению к красному углу.

В красном углу находились объекты, которым прида­валась высшая культурная ценность: стол, образа, библия, молитвенные книги, крест, свечи, а позже и фотографии умерших членов семьи.

Устойчивое диагональное расположение красного угла и печи только подчеркивает их связь. Характерно, что некоторые обряды могли совершаться и у печи, и в крас­ном углу (например, приобщение невесты к дому жениха в свадьбе и др.).

Пространство в красном углу (за столом) имеет выра­женный знаковый характер. Его ценность повышается по направлению к самому почетному месту — под обра­зами. На этом месте (на «верху») обычно сидит глава семейства, хозяин. Вероятно, именно поэтому в приметах если трещит большой угол, то это предвещает смерть хозяину. Ср. также любопытный пример соотнесения частей жилого пространства со структурой семьи: «кузне­чик забирается в заднюю стену дома к смерти ребенка; в большой угол — к смерти хозяина или хозяйки» (Нов-гор. у.).1

Кроме деления пространства на главное (верхнее) — младшее (нижнее), существовало разграничение по линии мужское — женское. Мужчины сидели на долгой, «муж­ской» лавке, в то время как женщины и дети — на лицевой, «женской» лавке, располагавшейся под окном на улицу.

Данный пример семиотизации пространства интересен тем, что мы, казалось бы, сталкиваемся с отклонением от нормального принципа повышения ценности простран­ства по направлению от периферии к центру, но так как центром служит как раз угол (т. е. периферия в обыч­ной топографии), то сам принцип в его символическом толковании не нарушается.

Красный угол был теснейшим образом связан с обря­дами, регулировавшими социальный аспект жизни чело­века, его социализацию и десоциализацию. При труд­ных родах роженицу обводили вокруг стола. После родов закапывали детское место в этом углу.

В ряде предыдущих работ, посвященных описанию ритуала, мы уже указывали, что наиболее адекватным языком описания ритуала как сюжетного текста является язык пространства, и в частности пространственных перемещений. Но по отношению к свадьбе на этом языке описывается «текст жениха». Если же говорить о модели­рующей роли пространства в свадьбе в целом, учитывая и «текст невесты», то наряду с перемещениями, существен­ными оказываются ситуации определения мест, рассажи­ваний, в которых фиксируются, закрепляются связи и отно­шения между представителями партии жениха и партии невесты, изменения статуса участников свадьбы, форми­рование ритуальной иерархии на каждом этапе ритуала (т. е. рассаживание после каждого перемещения). Жених обязан был выкупить место в красном углу рядом с неве­стой. Вообще следует отметить существенную роль катего­рии «места», особенно в обрядах жизненного цикла, и в частности в свадьбе, что связано, по-видимому, с рег­ламентацией распределения людей в пространстве, наде­ленном иерархическим смыслом. То обстоятельство, что жених и невеста занимают «почетное место», свидетель­ствует не только об иерархии ролей в ритуале, но может, вероятно, рассматриваться и как обрядовое нарушение обычного порядка рассаживания. Впрочем, моделирую­щие свойства пространства остаются такими же, как и вне ритуала: жених в свадьбе является «главным», он и зани­мает «главное» место: жених сидит ближе к образам, а невеста — ближе к дверям.

Во время похорон замечали, куда отклонится (при выносе покойника) пламя свечи, горевшей у него возле головы: «Пойдет в красный угол, то хорошо, а если он пойдет в дверь, то скоро в том же доме будет еще покойник».110

В Словакии, как и вообще у славян, стол считался настолько важной частью дома, что без стола дом не хо­тели покупать.120 Такое отношение к столу было вызвано особенностями его семантики. Дело в том, что в традицион­ных представлениях почти повсеместно проводилась ана­логия между столом в доме и престолом, алтарем в церкви.121 Интересно, что и весь красный угол не только «оформлялся» как алтарная часть храма (киот, символика св. духа и т.п.), но и вести себя в этом углу полагалось, как в церкви. Другими словами, стилистика поведения в раз­ных частях дома была неодинаковой. Наиболее регламен­тированным было поведение в красном углу, причем сис­тема мотивировок основывалась как раз на том, что это алтарная часть дома. Ср.: «Считается грехом стучать по столу, за которым едят, и тем, которые это делают, говорят: не бей стола — стол божья ладонь».122 Харак­терно, что определение «божья, ладонь» применялось не только к столу, но и к земле, печи — т. е. к тому, что обеспечивает человека хлебом насущным.

С этой точки зрения интересны (разумеется, с оговорками) соображе­ния О. М. Фрейденберг: «Стол — сперва камень, дерево или просто насыпь; на нем едят не потому, что он искони создан для этого; первоначально вещь ничего не означает и могла бы вовсе и не бытовать; но стол — божество, стол — небо—земля, позднее — местопребывание боже­ства; стол имеет свой культ, и ему воздаются почести. Так же священен и алтарь (жертвенник), его поздней­шая разновидность, выполняющая функции священной плиты; жертвенник, алтарь, стол — варианты божества. Пребывание на столе означает обожествление, победу жизни над смертью; на специальных агонистических сто­лах лежат венки, которыми награждают победителей. Со столом, как с победой над смертью, связывается и представление о власти; так, носитель божественной идеи, царь или князь, получает власть в акте сиденья на столе. Как небо, стол — святыня храма, святая святых, престол, где совершается евхаристия и где лежит боже­ство в виде вина и хлеба».123

Явно ритуальный смысл при­давался покрыванию стола скатертью, как и самой ска­терти. Скатертью покрывали стол не всегда, а лишь в ритуально отмеченных случаях. Например, скатерть полагалась во время свадебного пира, причем все скатерти («столешники») клались наизнанку («наопашку»), «чтобы не было порчи на новобрачных».127 «В крещенский сочельник стелют христосовскую скатерку, садятся за стол, ничего не говоря, и наблюдают, чтобы на скатерку не упало крошек. Когда отужинают, снимают скатерку и смотрят под стол; там иногда находят три зерна: ржаное, ячменное и пшеничное. Это признак того, что год будет хлебо­родный» (Волог. губ.).

На фоне этих представлений особенно значимы ритуальные передвижения стола. В свадебном обряде * невеста, отправляясь к венцу, тянет за собой стол до порога, «чтобы подруги вышли замуж».138

Семиотическая ценность красного угла подчеркива­лась тем, что здесь хранились, как мы уже говорили, наиболее значимые культурные символы, и прежде всего иконы. Именно иконы старались перенести в новый дом прежде всего (см. выше).

Высокий знаковый статус икон предопределил особые правила обращения с ними. Иконы не могут быть проданы, но могут быть обменены. Их нельзя сжигать или уничто­жать каким-либо иным образом, а можно лишь зарывать или пускать по воде. Чистят иконы дважды в год: перед рождеством и пасхой. Воду, которой моют иконы, выли­вают снаружи избы под красный угол.145 Любопытно, что положение икон в избе русского крестьянина строго противоположно положению топора. Топор кладется под лавку «лицом» к стене, а обухом (спиной) к избе, в то время как повернуть икону лицом к стене считается кощунством. Эта ситуация обыгрывается, в частности, в загадках.146 В пространственном отношении икона и топор являются крайними точками наиболее ценного (внутреннего) и наименее ценного (внешнего) простран­ства избы.

Элементами, соединяющими «центры» и «периферию» дома, являются лавки. В обрядовой ситуации лавки иногда принимали совершенно не свойственное им в обы­денной обстановке значение пути. В обряде «девичьей зре­лости» «...по исполнении 12 лет, до каковой поры она (девочка, —А. Б.) считалась ребенком и ходила в одной нижней рубахе, родители ставили ее в избе на лавку и заставляли пройти по лавке взад и вперед известное число раз; после этого, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в подставленный родителями новый сарафан, сшитый для этого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить в хороводы и считаться невестой» 149 (ср. хождение и прыганье с лавки самой невесты в знак согласия; ср. так­же путь свахи по лавке от дверей до печи и вождение по лавке жениха дружкой в доме невесты).150

Печь и печной угол

Пожалуй, при описании любой модели пространства первостепенное значение имеет противопоставление центра периферии. Однако эти понятия, кроме своего абсолютного значения (в физическом смысле), могут при­нимать ряд относительных значений, в зависимости от того, какая именно часть пространства расценивается как центр.

Как уже говорилось, у восточных славян на эту роль претендуют прежде всего красный угол и печь с околопеч­ным пространством. Хронологически первым центром (и прежде всего в экологическом и ритуальном плане) является печь. Такое положение нельзя считать случай­ным, так как именно с печью связаны основные характе­ристики внутреннего пространства жилища. Печь служила одновременно и источником тепла, и местом приготов­ления пищи, и местом для сна, а в некоторых районах (преимущественно в центре России) в печи мылись и пари­лись.

Показательна с этой точки зрения народная этимоло­гия слова изба из исъ-топка от топить, истопить.165

Отмеченность печи в сфере сакрального подчерки­вается в текстах, где печь соотносится с христианской системой ценностей: «Печь в дому — то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб».166 Характерно, что из всех функций печи выделяется приготовление пищи — важ­нейшее свойство печи не только с хозяйственной, но и с ритуальной точки зрения: сырое, неосвоенное, нечистое превращается в вареное, освоенное, чистое.

Не менее показательна связь печи с категорией «своего»: «Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой».174 На Украине о счастливых людях говорят: «У печурце родився».175 Роль печи как экологического центра хозяй­ственного комплекса отчетливо проявляется в поверьях, связанных с домашним скотом. Например, веревку, на которой купленное животное приведено домой, вешают у печи.1 Если со двора уйдет скотина, убежит собака или не придет к назначенному времени человек, то их зовут, крича в печную трубу.

С точки зрения социальной интерпретации следует осо­бенно подчеркнуть связь печи с противопоставлением мужской — женский, где маркированным оказывается второй член, ср.: «Печь нам мать родная»,

Любопытно, что печь соотносилась даже с этическим аспектом поведения. Белорусы, «желая остановить нескромные речи..., замечают рассказчику: „Печь у хаце!"».199 Ср. украинское: «Сказав бы, та пичь в хати».

Непосредственно у печи располагается так называемый печной, или подовый, угол, который также имел названия середа, кут, бабий угол, теплушка, чулан. Эта часть избы — исключительно женская, противопоставленная по этому признаку пространству у дверей (т. е. более внешнему), так называемому подпорожью — мужской части избы, где работал, а иногда и спал (на конике) хозяин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: