Вертикальная структура жилища

Вертикальная плоскость восточнославянского жилища трехчастна. Две границы (пол и потолок) делят ее на три зоны (чердак, жилое пространство и подполье), каждой из которых приписывается определенное содержание. При этом следует иметь в виду, что эта трехчастность, будучи поздней по своему происхождению, тем не менее соотносится с более архаической моделью, при кото­рой в роли границ выступали крыша и земляной пол, делившие космическую вертикаль на небо—дом— подземелье.

Здесь же следует отметить, что крыша осмыслялась не только как граница между верхом (небом) и низом (миром людей), но и между внешним и внутренним применительно к вертикальной плоскости. Обычно данное противопоставление трактуется в горизонтальном плане. Однако многими наблюдателями было отмечено особое отношение восточных славян к идее покрытости — непокрытости,1 причем все то, что покрыто и имеет верхний предел, оценивалось положительно, непокрытое — отри­цательно.

Связь крыши с космическим верхом подчеркивается солярной семантикой орнамента подзоров, различного рода наверший, изображающих птиц, аналогичных оформлению верхушки мирового дерева. Вообще следует отметить, что верх жилища украшался в гораздо большей степени, чем низ, причем с особенной заботли­востью украшались подволоки, потолки, крыша.5

Если пол входит в комплекс представлений о низе, то потолок — о верхе,23 но как и с полом, с потолком связы­ваются в некоторых ситуациях представления о пути в «иной» мир, хотя «верхний» путь в отличие от «нижнего» используется лишь в исключительных случаях, например потолок разбирают полностью или частично, когда уми­рает знахарь. Впрочем, гораздо важнее сама семантика верха, возрастания, а отсюда и богатства, плодородия, что отражено в соответствующих ритуальных и ритуализованных действиях, а также в приметах и гаданиях, свя­занных с потолком: в Галицкой Руси накануне рождества хозяин гадает о благополучии дома, бросая в потолок кутью; по количеству приставших к нему зерен судят об урожае в будущем году.25

Чердак — подволока, верх, вышка; укр. горище, гора; бел. гора, верх, селъник, покот — использовался в основном для хозяйственных нужд. В сфере ритуально-мифологических представлений чердак почти не отмечен, по-видимому, вследствие позднего характера этой конст­рукции.

Вместе с тем, как уже было отмечено выше, с под­польем, как и с чердаком, связывается культ предков. Кроме того, подполье — обычное место захоронения некрещенных младенцев, детского места даже там, где полом называлось возвышение, предназначенное для сна:

Гораздо более сложно организована собственно жилая вертикаль. В жилом пространстве также различают три вертикальные зоны. Это связано с тем, что в жилище любого типа существует особое пространство — куль­турный горизонт, в котором реализуется поведение человека, т. е. наиболее актуальное пространство (по вер­тикали). Нижняя граница культурного горизонта мани­фестируется сиденьями, местами для ночлега. Верхняя граница обычно расположена на уровне глаз. Своего рода эталонной плоскостью (серединой) культурного горизонта является стол. Именно поэтому «во время метения избы веником отнюдь не дозволяется подымать веник выше стола, так как стол в избе в переносном смысле — престол в доме».35

Хорошо известно, что культурный горизонт различен у разных народов. Например, у народов Востока он распо­ложен гораздо ниже, чем у европейцев. «Все немного­численные предметы убранства, на которых можно оста­новить глаз в японском доме, — цветы „икебана", какой-то предмет искусства в стенной нише, картина или калигра-фически исполненное иероглифами изречение, висящее на стене, находится на уровне глаз сидящего на полу человека». Любопытно, что у восточных славян, на Дону, Кубани, Украине, зарегистрированы факты, свидетель­ствующие о более низком, чем на Севере, культурном горизонте. В частности, это относится к так называемому земному, или арбузному, столу.

Обычно все действия человека разворачиваются в гра­ницах культурного горизонта. Действия ниже или выше него имеют подчеркнуто ритуально-мифологический смысл и запрещены в обыденной обстановке. При этом следует также учесть, что даже в пределах культурного горизонта те или иные действия регламентируются не только в гори­зонтальной, но и в вертикальной плоскости. Так, напри­мер, есть стоя считается неприличным, точно так же, как неприлично сидя приветствовать вошедшего. Все эти пра­вила, «спустившиеся» в сферу этикета, раньше, вероятно, имели ритуальный смысл.

ИТОГИ

Прежде всего следует отметить своеобразную взаимо­проницаемость «внутреннего» и «внешнего», жилого и нежилого пространства. С этой точки зрения вселенная как бы находит свое продолжение в доме, который представляется ее сгустком, одной из предельных форм ее оплотнения. В то же время космос является угасающим (по мере удаления) продолжением дома. Этот эффект достигается за счет общей (для жилого и внешнего пространства) системы координат. Благодаря механизму ориентирования жилое пространство оказывается вписанным в глобальную систему миропорядка. Несмотря на то что реальная ориентация дома не всегда совпадала с идеальной (например, из-за особенностей планировки поселения), тем не менее условно диагональ красный угол—печь обозначала ось восток—запад (иконы, рас­положенные в красном углу, маркировали восток). Таким образом, если не реально, то символически, жилище обя­зательно ориентировалось, а следовательно, жилое про­странство наделялось значениями, которыми была наде­лена универсальная система координат.

Вместе с тем жилое пространство было не только сопоставлено с внешним, но и противопоставлено ему, поскольку важнейшей характеристикой дома является его отграниченность от остального мира. В этой связи особое значение приобретают входы/выходы и другие средства связи внутреннего и внешнего, принявшие на себя всю семантическую напряженность категории границ.

Характерной особенностью организации внутреннего пространства восточнославянского жилища является наличие двух центров (печи и красного угла), реально занимающих периферийное (в диагонально противопо­ложных углах) положение. Два остальных угла, также расположенных по диагонали («бабий» и «дверной»), наделены соответственно характеристиками «женского» и «мужского» пространства. Такой «диагональный» прин­цип организации жилого пространства характеризуется невыраженностью (в семиотическом аспекте) топографи­ческого центра жилища, что частично компенсируется знаковой ролью матицы, проекция которой является символической границей между внутренним и внешним (более ценным и менее ценным) в пределах жилого про­странства. Ценностная иерархия частей пространства рас­пространяется не только на отмеченные зоны (красный угол — печной — дверной), но и на «застольное» про­странство красного угла. Причем «пространственная» иерархия совпадает с социальной иерархией коллектива.

Высокая степень семиотичности жилого пространства особенно показательна для горизонтальной плоскости. Вертикальная плоскость в этом смысле менее разрабо­тана. Однако и для нее характерна символическая орга­низация, проявляющаяся в выделении особого слоя про­странства («культурный горизонт»), который делит жилую вертикаль на 3 части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: