Краткосрочная монополия и классическая монополия

Отметим, кроме того, что граница между этими монополиями порой является зыбкой. Как расценивать, например, действия предпринимателя, собравшегося построить нефтепровод между двумя городами? С одной стороны, ничего классически монополистического в таком проекте вроде бы нет. И в данный момент, и в дальнейшем построить дополнительную нитку трубопровода может любой желающий, т.е. монопольное положение планируемого нефтепровода носит краткосрочный характер. С другой стороны, если выстроенный нефтепровод полностью удовлетворит потребность в перекачке топлива между двумя пунктами, то новые желающие не появятся никогда, а значит, возникнет классическая, «вечная» монополия.

Этот пример показывает, что и в классических монополиях есть предпринимательский, конкурентный аспект. В момент создания (ex ante) монополии часто преобладает именно он. Необходимо проявить предпринимательскую бдительность, чтобы занять монопольное положение в перспективном секторе экономики. Напротив, после установления (ex post) на первый план выходят черты классической монополии. Отгородившись непреодолимыми барьерами, фирма может неограниченно долго пользоваться монополистическими преимуществами (завышенными ценами, контролем рынка и т.п.).

На рынке действует гигантская доминирующая фирма и несколько малых компаний. Максимизируя свою прибыль, доминирующая фирма резко повысила цены. Опишите последствия, дайте графическую интерпретацию.

О доминировании фирмы на рынке принято говорить в том случае, когда все ее конкуренты слабы и малы по сравнению с ней, и поэтому никто не может бороться с лидером всерьез. У последнего в руках масса средств наказания неудобных конкурентов. В итоге более мелкие фирмы автоматически принимают любую цену, предложенную лидером, т.е. становятся ценополучателями.

В результате, кривые предложения более мелких фирмы совпадают с кривыми их предельных издержек. А кривая предложения (Sf) всей этой группы фирм получается путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых этих фирм. D – отраслевой спрос.

Для каждого уровня цен конкуренты домин. фирмы произведут столько продукции, сколько позволит им их кривая предложения. Значит, кривая спроса на продукцию лидера (Dl) будет складываться путем вычитания из отраслевого спроса того количества товаров, которое поставят конкуренты. Dl = D – Sf. В соответствии с кривой спроса лидера сложится кривая его предельного дохода (MRl). Далее ее пересечение с кривой предельных издержек MCl задаст оптимальный уровень производства и цену. Конкуренты поддержат этот уровень цен и в соответствии с ним выпустят Qf товаров.

Но, если же доминирующая фирма будет максимизировать прибыль и завышать цены, вполне возможно, что они превысят минимальное значение средних издержек малых фирм (ATC min<Pl), то это приведет к получению экономических прибылей малыми конкурентами, следовательно, начнется приток в отрасль новых фирм. Кривая их предложения начнет смещаться вправо, а значит, спрос на продукцию домин.фирмы начнет убывать. Возможно, что через некоторое время он утратит доминирующие позиции.

Например, при установленной цене Pо, мелкие конкуренты полностью удовлетворят совокупный спрос (Sf = D) и спроса на продукцию доминирующей фирмы не будет.

Поэтому, правильней будет не завышение цен доминирующей фирмой в долгосрочном плане, а недопущение конкурентов на рынок путем сдерживания роста цен.





Подборка статей по вашей теме: