Менеджер и краткосрочная монополия

При всей важности патентной монополии она представляет собой лишь частный случай такого распространенного явления, как краткосрочная, или временная, монополия. Краткосрочной называется монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха. Рано или поздно конкуренция пробивает себе дорогу, краткосрочная монополия разрушается. Но до тех пор, пока она существует, предприниматель пользуется всеми монополистическими преимуществами проявленной бдительности.

Если фирма-первопроходец построила новый цех, использующий передовую технологию, то даже при отсутствии недоступных конкурентам технических секретов пройдет немало времени, пока они сконцентрируют необходимые ресурсы, еще дольше может тянуться сама стройка. Когда фирме удается создать первый бренд в своей отрасли (в России – «Балтика» - пиво), должен пройти известный, часто немалы, срок, прежде чем конкуренты создадут аналогичный «хит» и сумеют должным образом представить его рынку. Создание сотовой компанией общенациональной сети (в России первой проделала «МТС») тоже дает ей определенную фору во времени и т.д.

«Льготный период» безраздельного монополизма от случая к случаю может колебаться. Но приманка связанных с ним сверхприбылей существенным образом подстегивает предпринимательскую бдительность. Монополия, в принципе поощряющая откровенно диктаторское, с позиции силы отношение к потребителю, как ни парадоксально, в момент своего формирования заставляет будущего монополиста особенно чутко относиться к его запросам. То есть, целью фирмы является монополистическая прибыль, но достичь ее в случае краткосрочной монополии можно, лишь определив конкурентов в разработке нужных потребителю продуктов.

В связи с возможностью добиться краткосрочной монополии фактор времени приобретает для конкуренции исключительно большое значение. Есть фирмы, всю свою стратегию построившие на том, чтобы постоянно находиться в зоне краткосрочной монополии. Так, знаменитый «Интел» основные свои прибыли от каждого из новых процессоров получает за тот отрезок времени, пока конкуренты не успевают скопировать очередной «пентиум».

Вообще выгоды краткосрочной монополии должны постоянно приниматься в расчет и активно использоваться менеджером. Если некий проект обещает поставить фирму в монопольное положение, то долг менеджера состоит в том, чтобы:

  • Оценить ожидаемую длительность периода существования краткосрочной монополии;
  • Продумать, как наилучшим образом воспользоваться ею;
  • Установить, какие меры могут продлить этот период.

В реальном мире монополия встречается чаще, чем принято думать, и вовсе не сводится к гигантским образованиям вроде «Газпрома». Поэтому дальновидное управление монопольными преимуществами составляет важный элемент искусства менеджера. Причем это искусство далеко не всегда равносильно выжиманию наивысших текущих прибылей и установлению предельно высоких цен. В главе 15 нам еще предстоит убедиться в том, что максимизация краткосрочных прибылей лишь упрощенно может рассматриваться как единственная цель фирмы. Но уже сейчас отметим, что фирме порой стоит ограничить текущие аппетиты (скажем, понизив цены), чтобы сделать свой сектор менее привлекательным для конкурентов и за счет этого удлинить период краткосрочной монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: