Компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором представляет собой картелеподобная структура рынка, или «игра по правилам». Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой ¾ уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.
Основное содержание «правил поведения» - порядок установления цен. Механизм координации действий олигополистов включает три компонента:
1. Лидерство в ценах
2. Единую методику ценообразования («издержки плюс»)
3. Фокальные точки
Лидерство в ценах.
Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах.
Если 10 фирм одновременно объявили 10 цен на один и тот же товар, острая ценовая схватка стала неизбежной. Ведь каждая фирма (кроме одной) решала бы, как реагировать на более низкие цены конкурентов. Это принято называть проблемой «ответить или перебить», т.е. снизить цены до уровня наименьшей или опустить еще ниже. Фирма решит все- таки перебить цену. А значит, на новом уровне цен перед всеми вновь встала бы та же проблема. Это повторялось бы вновь и вновь до новых понижений цен. Такое развитие событий маловероятно. В самом деле, при схеме ценового лидерства принципиально возможны два варианта:
1. Последователи принимают предложенный уровень цен
Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли, но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. В случае удачи цены и объемы производства в отсутствии явного сговора окажутся такими, как если бы их устанавливал картель. Однако чаще они лишь примерно соответствуют этому уровню, что хуже оптимума, но много лучше опасностей ценовой войны.
2. Либо объявленные цены будут невыгодны конкурентам
Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и у него будет возможность отменить их, не развязывая общеотраслевого конфликта (отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии). Не случайно, поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
Различают три вида ценового лидерства:
· Барометрическое лидерство и (или) лидерство как замена сговора
· Лидерство на основе низких издержек
· Лидерство доминирующей фирмы.