При нем фирма, первой устанавливающая цены, отслеживает обстановку в отрасли. В основе многих изменений лежат объективные процессы на рынке (рост цен на энергоносители увеличивает издержки и должен выразится в росте цен; уменьшение спроса во время «мертвого сезона» диктует понижение цен). Барометрический лидер берет на себя функцию количественной оценки подобных факторов.
Согласие других участников поддерживать цены на уровне лидера связано с пониманием выгодности выдвинутых ценовых предложений. По этой причине это лидерство не обязательно осуществляется самой крупной фирмой отрасли, а скорее авторитетной. Также в неоднозначных ситуациях лидер не полагается только на свое мнение, он прощупывает отношение конкурентов. Возможно и смена барометрического лидера, когда нужды всех олигополистов лучше удается выразить фирме, до этого не выступавшей в роли лидера.
Барометрический лидер активно влияет на рыночное равновесие. Например, если он не поднимет цену первым, то менее авторитетные фирмы не решаться сделать это. Ведь единственная фирма с более высокими, чем у прочих, ценами рискует растерять клиентов. То есть без инициативы барометрического лидера цены еще долго останутся заниженными. Аналогичным образом при движении цен вниз решающее значение имеют избранные лидером момент и величина снижения.
|
|
По существу, барометрическое лидерство в наиболее чистой форме отражает дух картелеподобной структуры рынка. Картеля (сговора) как такового нет, но ориентируясь на лидера все фирмы ведут себя почти так же, как если бы он был.