Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их

Реформирование структуры российских естественных монополий
Кроме регулирования цен, определенную пользу ¾ особенно в нашей стране ¾ может принести и реформирование структуры естественных монополий. В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективнее изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения ¾ это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т. е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т. е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находятся как инфраструктура ¾ железные дороги, вокзалы, информационная система, ¾ так и немонопольные виды деятельности ¾ подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.
Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Так, конкуренция разных фирм за прием канализационных стоков из каждой квартиры многоэтажного дома ¾ явная бессмыслица. Но конкуренция фирм, обеспечивающих профилактику и ремонт водопроводных и канализационных систем в квартире ¾ вероятно единственный путь защиты потребителя от произвола современных ДЭЗ, РЭУ и т. п. Только при наличии конкуренции жильцам не придется неделями ждать вызванного мастера-сантехника.
Очевидно, однако, что разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Повысится ли, например, эффективность энергетической отрасли, если вместо нынешнего РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередачи, и множество корпораций, владеющих электростанциями? Даже в странах с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования ¾ Японии, США, Германии ¾ основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т. е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.
Тем более тщательной проработки требует идея разукрупнения энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем. Уровень конкуренции в отрасли вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» в эти часы мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). Удастся ли достигнуть подобной слаженности в работе независимых региональных энергосистем?
Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» ¾ крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.


Ø Электроэнергетика. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения одних и тех же. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей. Меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии:

- вводится новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

- предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего рынка электрической энергии;

- расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Раньше было (была?) РАО ЕЭС России, но сейчас её раздробили и вот.

Ø Газовая промышленность. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). Осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке.

Ø Железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В России убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

56. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности

Оборотный и основной капитал
Различные элементы капитала в процессе производства ведут себя по-разному. Одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет, даже десятилетий и потребляется постепенно, на протяжении нескольких производственных циклов. Соответственно первая часть капитала называется оборотным, а вторая ¾ основным капиталом.
К оборотному капиталу (или оборотным активам) относятся сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты ¾ все то, из чего изготавливается продукция. После продажи произведенных товаров оборотный капитал полностью возвращается предпринимателю и снова может быть использован в производстве.
Основной капитал является главной составной частью имущества любой фирмы и представлен зданиями, сооружениями, машинами, станками, оборудованием, транспортными средствами и т. д. ¾ всем тем, с помощью чего осуществляется производственный процесс.
В нашей стране основной капитал принято также называть основными фондами. Термин «фонды» восходит к советским временам, когда слово «капитал» считалось не применимым к социалистической экономике. По своему смысловому значению слово «фонд» происходит от лат. fondus ¾ основание, что еще раз подчеркивает особую важность наличия основных фондов для осуществления деятельности предприятия.
В отличие от оборотного, основной капитал имеет высокую стоимость. Поэтому на предприятии возникает проблема финансирования обновления (приобретения) основных фондов. Но поскольку основной капитал используется длительное время и переносит всю свою стоимость на выпускаемые изделия не сразу, а частями, предприятие получает возможность подготовиться к смене оборудования, заблаговременно сделав накопления в форме амортизационных отчислений. К концу срока жизни элементы основного капитала заменяются предприятием новыми за счет средств амортизационного фонда (см. 6.2.3), сформированного в течение всего времени службы основного капитала.
Рассмотрим теперь последовательно рынки оборотного и основного капитала.
Рынок оборотного капитала как рынок ресурсов
Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В связи с этим и в принципах его организации, и в механизмах установления на нем равновесия имеется много общего с аналогичными процессами на уже рассмотренном нами рынке трудовых ресурсов. Так, объем спроса на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего. При этом максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации фирмой спроса на оборотный капитал действует правило MRP = MRC.
Точно так же на рынке оборотного капитала могут сложиться совершенная конкуренция, монопсония, монополия и взаимная монополия (рис. 12.1), т. е. все те основные типы рыночных структур, детальный анализ которых был представлен в предыдущей теме применительно к рынку труда (см. 11.4). Соответственно для материальных ресурсов, входящих в состав оборотного капитала, типичны уже описанные для каждого из этих типов рынка кривые спроса и предложения.
Типы рынков оборотного капитала:

· Совершенная конкуренция. Наблюдается на рынках тех материальных ресурсов, где и поставщики, и покупатели многочисленны.

· Монопсония (/олигопсония).Имеет место на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Например, местный молокозавод для колхозов – монопсонист, т.к. поблизости заводов нет, а если молоко перевозить, оно скиснет.

· Монополия (/олигополия). Поставщики ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Монополисты имеют возможность навязывать своим потребителям завышенные цены на поставляемые ресурсы. В России это такие естественные монополисты, как Газпром, Транснефть, бывш. РАО ЕЭС и др.

· Взаимная монополия (/олигополия). Возникает тогда, когда поставщиком тех или иных материальных ресурсов выступает один, а покупателем – другой монополист.

Совершенная конкуренция (в чистом виде или с элементами монополистической конкуренции) наблюдается на рынках тех материальных ресурсов, где и поставщики, и покупатели многочисленны. Например, ситуацию такого рода можно наблюдать на рынках универсальных, простых комплектующих изделий (резиновых прокладок, металлоизделий, электрической арматуры и др.).
Достаточно часто встречаются монопсония и олигопсония. Именно такое положение имеет место на многих предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Местный молокозавод выступает по отношению к колхозам и фермерам в роли монопсониста, так как других перерабатывающих предприятий поблизости нет, а при длительной транспортировке молоко скисает. Кстати, рыночное всевластие таких монопсонистов-переработчиков служит важной причиной тяжелого положения отечественных сельскохозяйственных предприятий. Последние именно в силу монопсонической структуры рынка вынуждены мириться с навязываемыми им закупочными ценами.
Особого комментария заслуживает монополистический (олигополистический) тип рынка. Если на рынке труда соответствующее этому типу одностороннее господство профсоюза можно считать исключением, то на рынках материальных ресурсов такое положение весьма распространено. «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Транснефть», МПС и другие гигантские предприятия, уже описанные нами в качестве естественных монополий (см. 10.2.1), являются именно поставщиками ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Поэтому обычные для нашей страны жалобы директоров промышленных предприятий на то, что в годы реформ цены на электроэнергию, железнодорожные перевозки и сырье росли быстрее цен на готовую продукцию, имеют под собой прочное теоретическое обоснование. Монополисты имеют возможность навязывать своим потребителям завышенные цены на поставляемые ресурсы. Как, например, отдельно взятая фирма может бороться с завышенными железнодорожными тарифами? С ней никто и говорить-то на железной дороге не станет: Не хочешь платить ¾ вези свой товар хоть на лошадях.
Наконец, встречается и взаимная монополия (олигополия). При типичном для России высоком уровне монополизации ситуация, когда поставщиком тех или иных материальных ресурсов выступает один, а покупателем ¾ другой монополист, отнюдь не является редкостью.
Оборотные средства
Важной особенностью оборотного капитала, является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и постоянно меняют товарную форму на денежную и обратно. На деньги закупается сырье, оно перерабатывается в готовую продукцию, та продается, вновь превращаясь в деньги и т. д. Денежная компонента оборотного капитала называется оборотными средствами фирмы.
Постоянное наличие достаточного объема оборотных средств является одним из важнейших условий нормального ведения текущего бизнеса, ведь без них становится невозможной (или, по меньшей мере, резко осложняется) закупка сырья, электроэнергии и других элементов оборотного капитала. С объемом оборотных средств тесно связана и финансовая устойчивость предприятия. Действительно, как бы велика ни была стоимость принадлежащего предприятию имущества, мгновенно реализовать ее оно не может: не продавать же заводские помещения, чтобы расплатиться по текущим долгам за электроэнергию! На практике все подобные платежи осуществляются за счет оборотных средств.

Наиболее жестким из показателей является коэффициент абсолютной ликвидностиа.л.). Он помогает менеджеру увидеть, какую часть краткосрочных обязательств можно без всяких затруднений, по первому требованию погасить за счет имеющихся у фирмы в денежной форме средств. Он характеризует платежеспособность фирмы в буквальном смысле этого слова, в связи с чем данный коэффициент еще называют коэффициентом платежеспособности.

Ка.л =. Денежные средства/Краткосрочные обязательства

Рекомендуемые экспертами оптимальные значения коэффициента абсолютной ликвидности лежат в пределах 0,2—0,5. То есть свободные деньги на счетах в нормальных условиях не должны покрывать все краткосрочные обязательства. В этом нет никакой надобности. Все краткосрочные обязательства никогда не приходится погашать сразу.

Самым «мягким» из показателей ликвидности является коэффициент текущей ликвидности (Kт.л) Он характеризует общую обеспеченность фирмы легкореализуемыми (ликвидными) активами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Kт.л определяется как отношение стоимости оборотных средств (в виде сырья, материалов) к наиболее срочным обязательствам фирмы.

Идея этого показателя состоит в том, чтобы определить, какую сумму фирма может в случае крайней необходимости срочно превратить в деньги. Именно поэтому, например, в него включена стоимость сырья: его действительно легко реализовать. Коэффициент текущей ликвидности еще называют коэффициентом покрытия, поскольку он показывает, достаточно ли у фирмы оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств.

Kт.л = Оборотные средства/ Краткосрочные обязательства

Согласно международной и российской практике допустимые значения коэффициента текущей ликвидности должны находятся в пределах от 1 до 3. Нижняя граница показателя обусловлена тем, что оборотных средств должно хватать для погашения краткосрочных обязательств. В противном случае (Кт.л. < 1) велик финансовый риск; над фирмой нависает угроза банкротства.

Оптимальным считается значение коэффициента покрытия близкое к 2. Превышение же оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в 3 раза также нежелательно, поскольку свидетельствует о нерациональной структуре активов, к примеру, о том, что фирма слишком много денежных средств держит на беспроцентных счетах в банке или излишние средства вложены в запасы сырья и материалов.

Коэффициент срочной ликвидностис.л..) занимает промежуточное положение между двумя другими показателями ликвидности и рассчитывается как отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам. ПО существу здесь рассматривается величина денежных средств в широком смысле (как уже у имеющихся, так и у легко получаемых), которыми располагает фирма.

Кс.л= Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Счета к получению/ Краткосрочные обязательства

Рекомендуется, чтобы значение коэффициента срочной ликвидности было не менее 1. Философия, скрытая в этой цифре, может быть расшифрована примерно так: у фирмы должно быть достаточно денежных средств, чтобы полностью расплатиться с краткосрочными долговыми обязательствами. Но эти деньги необязательно должны лежать на счете, достаточно, чтобы их можно было получить, если в том будет необходимость. Однако практика отечественных предприятии показывает, что реальные значения этого коэффициента редко превышают величину 0,7—0,8, что признается допустимым.

После того как нами рассмотрен оборотный капитал, можно перейти к другой составляющей капитального ресурса — основному капиталу. Рынок основного капитала, однако, резко отличается от других рынков, поскольку непосредственно связан с долговременными хозяйственными процессами. Но сначала следует понять общие принципы решения фирмой долгосрочных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: