Техника и тактика работы ногами в реальном бою

Техника и тактика работы ногами в реальном бою — довольно общее понятие, под него попадают не только удары ногами, но и позиция, передвижение, баланс, подсечки и т. д. Рекомендации давать очень сложно, все зависит от степени проработки техники и ее своевре­менности. Никакой бюрократии! Отрабатывать удары но­гами желательно на всех уровнях, но акценты все-таки есть. Начинать лучше от простого к сложному — от низ­ких ударов к высоким. Цели: стопа, голень, колено, пах, низ живота. Отработка должна производиться не толь­ко в кимоно или в спортивной форме, но и в вашей по­вседневной одежде и обуви.

Уже бубнил по этому поводу. Не стоит путать кихон и прикладную подготовку. Да, чем больше и качествен­нее бьешь, тем больше вероятность, что умеешь бить тех­нично, но это вовсе не дает права на фатальные ошибки, продиктованные спортивными стереотипами.

Уважаемый Андрей Николаевич, хотел спросить у Вас, отрабатываете ли Вы обусловлено «ноги»? То есть не только в реальном спарринге, но и просто с партнером или без него? Если да, то как?

Я не имею в виду стандартные удары «воздух-мешок»... Я имею в виду динамику. Я заметил одну такую законо­мерность у многих спортсменов — не у всех, конечно, но... Работа руками — значит, работа руками, работа но­гами — значит, работа ногами, и у очень редких инди­видуумов все это превращается в целое. У них нет раз­граничений «руки-ноги»! Мое мнение: эффективная ра­бота — это такая вот целостная работа. Когда вы видите у бойца отдельно работу ногами, от­дельно — руками, отдельно — борьбу, отдельно — пере­движения, это означает, что боец занимается пару лет и у ленивого тренера!

гЛоги всегда медленнее рук. На улице не надо спар- ринговать, а надо валить соперника сразу с одного уда­ра. Особенно когда ты один, а их несколько. Многие уда­ры, которые проходят в зале, не пройдут на улице. Там другое психологическое настроение, там люди терпят то, от чего в зале давно упали бы. Поэтому нужен быстрый нокаутирующий удар.

На сто процентов согласен. Хотя в последние годы ноги сами вылетают, ну так что, мне к кнехтам их при­вязывать?!

Высокие удары в голову ногами подарил нам наш век с его склонностью к эффектам. С большим человеком надо очень хорошо, правильно и быстро двигаться, нанося уда­ры ногами по ногам, руками — по голове, не ввязываясь в ближний бой. Но у вас должны быть поставлены удары. Если этого нет — лучше бежать или умирать. О практике на улицах. Да, проходят удары ногами в го­лову. Но не все же пьяные, парализованные и ничего не шарящие в драке.

Завалить большого человека можно чем угодно, но только не ногами!

ксимальная скорость у меня в лоу — это вынос та­за плюс прогиб спины. Автоматом раскрываются руки, и на долю секунды перед входом в мякоть мой низ жи­вота оказывается беззащитен. Что я делаю не так?

При отработке держите себя руками за ворот ки­моно. При любом ударе существует фаза «открытия». Поэтому так привлекательны контратаки — противник имеет однозначную направленность движения, стоит на одной ноге и занят далеко не обороной. А так все у Вас вроде верно, вот только максимальная скорость в лоу — это все же окончательный разгиб голени-плети, проис­ходящий за целью. Лучше всего отрабатывать по хлопуш­ке или по воздуху. На мешке и партнере этого не видно.

Большое спасибо, Андрей! Насчет разгиба голени-пле­ти — особенно.

Еще один вопрос, если не утомил, про опорную стопу. Выход на цель идет до полета ноги или проворот про­исходит во время полета? На мой взгляд, масса лучше вкладывается перед проворотом, а при провороте во время исполнения резче старт.

1. Вшагивание опорной ногой.

2. Вынос колена прямо в цель.

3. Вкручивание таза вокруг оси плюс разгиб опорной ноги до прямого положения. Таз опережает бедро, спи­на прогнута.

4. Колено за целью, начинается разгиб голени хлестом. Все это делается слитно, «на раз», а не поэтапно, од­но движение инициирует последующие.


при любых ударах ног идет отмашка руками,

что довольно опасно. Рекомендую в конце отработки держать руки за спиной, что немного нарушит траекто­рию удара, зато остановит размахивание рук. Данное решение не оставит правильного стереотипа в голове, гораздо более прагматично держаться за ворот, оставляя прижатые руки на груди.

В конце отработки я даю по десятку ударов с руками за головой, потом — за спиной и со скрещиванием рук на груди. Цель этого упражнения не только в том, чтобы ос­тановить отмашку рук, — оно увеличивает скорость и силу атаки, когда руки будут в нормальном положении. Сейчас много работаем над двойным лоу, то есть две жестких атаки в один уровень, каждый раз с задней ноги. И правильно делаете, потому что любая двойка, как минимум, укажет на правильное положение в конце уда­ра, способное инициировать еще один удар. Мы это от­рабатываем года с восьмидесятого.

А в данном ударе вынос колена идет по восходящей траектории или все-таки по круговой сбоку, и имеет ли значение вход сверху вниз?

Все удары коленом в каратэ выносятся коленом пря­мо в цель, переход в горизонтальную плоскость осуще­ствляется за счет движения корпуса вокруг вертикальной оси и прогиба в спине.

Андрей, то есть чистых проносов колена, например, на вертикальной голени удар коленом сбоку, в кои нет? И еще вопрос. При отработке лоу по воздуху инерцией ноги меня закручивает почти в фуэте, то же самое и на лапе — нога пролетает, даже не замечая ее. Нормаль­но ли, что приходится делать полный осевой оборот? Не путайте вынос колена с проносом колена. Вынос всегда более чем прямолинеен, а затем переходит в кру­говой пронос, поэтому сила именно в бесконечном, то есть зацикленном, движении. Инерция ноги — самый важный этап удара, но пусть нога вылетит как можно позже поворота таза!

По этому поводу у меня очередной вопрос. Нога вы­летает как можно позже, но хотелось бы, чтобы не стра­дал при этом старт. Что Вы работаете конкретно на лоу для оптимизации старта? Как нарабатывается взрыв на задержке ноги?

Мы стреляем коленом после удара стопой в татами. Мудрено? Сам знаю, но иначе не объяснить.

Типа удар — отталкивание задней ногой? Я правильно понял?


Удар ногой в цель у нас инициируется ударом опор­ной именно в опору с ее последующим выпрямлением для пущей жесткости. Это придает ощутимый импульс в инициирование начала движения. Очень полезно даже при статичной тайской манере ведения боя, я уж молчу про живенькое хокутоки.

ышал, что Коля Шеменев изобрел два приема лоу. В чем суть?

Он вытягивает голень в сторону летящего лоу и неж­но принимает его сгибанием, типа как липкие руки ра­ботают, только ногой. Корпус при этом неподвижен, жи­вет только нога, таз оседает назад. Ощущение, что имен­но «завяз ногой» и ни хрена не понял. Мы забираем лоу подмышку для последующего болевого. Он стал делать это очень коротко и зло, бьющая голень натыкается на вертикально взлетающее колено своей внутренней ча­стью. Очень больно, и этот «укус» практически не виден.

А нельзя ли дать подробное описание в части вот это­го пункта: «...Мы забираем лоу подмышку для последую­щего болевого»?

Я так понимаю, защищающийся проводит ущемление ахиллесова сухожилия? Просто мне непонятен выход на болевой. Каким образом забирается бьющая нога? Как перемещаются нападающий и защищающийся? Дожидаемся оседания лоу на вашем бедре, подвер­нув колено по ходу удара (обычная практика нокдаун- стилей). Как только нога «прилепилась» — резко колено на себя, и грудью нагибаемся в сторону колена. Рука за- хлестом вяжет ногу сверху вниз по дуге. Корпус довора- чивается в сторону ноги так, чтобы нога легла на боль­шую часть груди. Это позволит ноге остаться в вертикаль­ном положении стопы, спозиционировав именно стопу ровно под мышкой. Если данное положение не будет дос­тигнуто, то или нога выпадет, или противник выкрутит­ся. В стойке болевого не сделать — высекайте опорную ногу! Вот противник уже и лежит, натягивая собствен­ным весом себе ахилл.

Но и это еще не конец! В идеале противника надо пе­ревернуть на брюхо и продолжить «ахилл», притягивая стопу к его затылку, уже сидя на нем сверху.

Есть там и еще пара милых «сюрпрайзов», но опи­сать их не сумею.

С уважением, А. Кочергин — скорее мастер пантомимы, чем монолога!

к^пасибо, все ясно. Если возможно, еще несколько во­просов.

Это уже, так сказать, чисто академический интерес. По­сле того, как корпус довернули в сторону захваченной ноги, проводим бросок подсечкой изнутри. «Высекайте опорную ногу!» То есть в данном случае имеет место быть некий разворот корпуса в сторону от захваченной ноги. Не логичнее было бы проводить заднюю поднож­ку с захватом ноги или зацеп разноименной голенью из­нутри? Вариант «в идеале противника надо перевернуть на брюхо и продолжить "ахилл", притягивая стопу к его затылку, уже сидя на нем сверху» действительно явля­ется идеалом, однако провести такой прием зачастую затруднительно.

Не рассматривался ли Вами вариант проведения боле­вого, когда атакующий, садясь с захваченной на боле­вой ногой, фиксирует подколенный сгиб свободной но­ги противника, прижимая ее к ковру, а затем проводит ущемление ахиллова сухожилия, комбинируя его с ры­чагом бедра?

Подножка, лоу разноименной, зацеп голенью... А ка­кая, собственно, разница? Это уж как кому нравится.

Я делаю то, что в данной ситуации подсказала интуи­ция. На брюхо противный противник переворачивается ровно потому, что переворот делается уже с ущемлени­ем и приличными болевыми ощущениями. Из этого по­ложения есть несколько выходов на болевые и даже на удушение.

Расскажите про рубящий лоу. Он вроде не подъемом бьется, а самой нижней частью голени, почти на стыке с подъемом?

Сверху вниз, опусканием голени по бедру.

Я. правильно понял: если фирменный лоу делать пра­вой ногой, то сверху вниз, по диагонали, немного спра­ва налево, движение как бы к себе? Нет, не к себе. Если к себе, то неминуемо отклячит- ся таз и уйдет из движения. Именно прогибом и натяж­кой ноги. Все движение круговое — хлестом.

жно ли поточнее описать? Куда поднимается коле­но? Прямо? В сторону? Где при этом находится голень? С чего начинается скручивание — с плеч, с бедер, с нос­ков? Где руки? Как сильно в конечной стадии выносит­ся бедро?

Старт — с разгиба опорной ноги, а точнее, с шага впе­ред (мы всегда влетаем в дистанцию). Затем — колено по прямой в цель не через сторону! И тут самый тонкий момент. Нужно прогнуть спину, выставить таз вперед и провернуться вокруг оси. Если идти идеомоторно, то это не удар даже — это именно вращение вокруг прогнутой спины со сведенными лопатками и тазом, опережающим ногу.

Т\ринцип нашего удара очень похож. За счет тазобед­ренного суставчика нога запускается, как кнут, и вы­прямляется полностью в момент соприкосновения с противником. Опорная нога прямая, спина прямая и прогиб назад. Есть и совсем прямой, а есть с доворо- том бедра.

Нога выпрямляется не «в противнике», а за ним. Мы выносим колено (в момент поворота) за цель, а не в нее. Акцент удара если и существует, то на значительном уда­лении от цели.

Все или почти все виденные мной техники удара но­гами имеют акцент при встрече с целью. У нас — нет. Ви­дел удары, очень похожие на наши, что вовсе не означа­ет, что они системны. Это скорее личные наработки, а для нас это кихон.

С уважением, А. Кочергин — гордо подбоченясь...


j\. правильно понял: цель удара — не противник или его конечность, а точка за ним, просто траектория удара проходит через противника или его конечность? Если это так, то да! Действительно, даже не прилагая макси­мальных усилий, — такие удары очень сильные, разру­шающие.

Колено, направленное в цель, пересекает ее проек­цию, и удар происходит тогда, когда оно находится уже за целью, то есть нога разгибается через тело цели.

А. не тот ли это лоу, которым был приведен в чувство господин в черных штанах на московском семинаре по ножу?

Дядя в черном рухнул от вполне мирного лоу снизу. Причем, будучи в отличие от этого энтузиаста человеком нежным и где-то даже сентиментальным, я, собственно, и не бил, а так... приладил...

нный лоу встречал! В Сибири он называется «под­рез». Кто и как его «изобрел» — неизвестно.

Уважаемые гости столицы! Придумать что-либо в час­ти БИ уже невозможно — мы не первые на этой грядке и даже не сотые.

Что кто-то именно так бьет лоу — знаю. Но ни в одном стиле, насколько я видел, нет данного удара как кихон-техники, а у нас он уложен именно в систе­му всех ударов, которые бьются именно так. Это пер­вое.

И второе: не каждый дядя на этой планете сможет лоу срезать горло у бутыля — и именно в силу техниче­ской начинки, а вовсе не в силу отсутствия пролетарской ненависти. Хотя именно я утверждал и буду на том на­стаивать: все, что сделал один, легко повторит другой, что мы и доказываем на наших семинарах. Нужна сущая ме­лочь: не ссать, не лениться и постараться! 475


Кстати, уважаемые, а как вы ухитрились понять, как и куда бьется данный удар — без присутствия ноги, по которой он бьется? Круговое движение — вообще не но­вость, новость — поведение ноги в месте встречи с целью. Впрочем, еще раз утверждаю, что ничего революционно нового нет ни в одной части БИ.

Трудно удержаться, чтобы не вставить свои две ко­пейки.

Как человек, не имеющий никакого отношения к БИ, но державший в руках лапу, по которой бил А. Н., был удив­лен мощью этого удара. Удерживать лапу было нелег­ко, тем более что импульс удара отдавался в костях рук. Очень не хотел бы ощутить полноту такого удара по мо­ему изнеженному офисным креслом телу. Помер бы сра­зу! Как еще лапа не лопнула — не знаю! Ребята, я зачем лоу горло у бутыля резал? Для форсу бандитского? Отнюдь!

Если вы бьете подобный удар, отчего бы не попро­бовать и по бутылю, я уж не говорю по корейской ла­пе. На итог получите мощнейшее оружие, причем про­биваемое даже из обычного положения. В данном слу­чае подъем колена опорной ноги давал дополнительный импульс в первой части удара, что убыстряло именно вращение и сам удар.

Так что насчет того, что Вы не видели удара в пол опорной ногой, Вы меня обманываете. При согнутой спине Вы неминуемо отклячите таз назад, то есть за­тормозите само вращение и погасите скорость. Бить лоу следует, конечно, нижней третью голени, но хирургиче­ская точность удара по горлышку достижима лишь в случае удара подъемом, в данном случае я ударил еще хитрее: не сбоку, а чуть сверху. Вот видите: никаких тайн — тренируйтесь и повторите. Не бейте без голе- ностопа — очень вероятно, что порежете ногу в случае неслыханного успеха.

жно чуточку подробнее объяснить смысл выска­зывания про акцент удара? Я с трудом представляю се­бе, как это выглядит. При ударе получается хлест рас­слабленной конечностью или давление с акцентом по­сле первичного касания?

И немного откройте секреты кругового движения, кото­рое вообще не новость. Какие вспомогательные упраж­нения можно использовать для постановки Вашего лоу? Давайте так. Когда казачок рубит лозу, где в его траек­тории так называемая оттяжка? Зачем она нужна, когда цель уже рассечена? А затем, чтобы именно в момент каса­ния нога (или шашка) была именно свободной, легкой и очень быстрой. Желание надавить в ударе — это желание убедить себя через кинестетику в том, что вы очень сильно ударили. Ан нет — скорость, то есть кинетическая энер­гия, в данном случае гораздо важнее потенциальной.

Пример хотите? Он есть у меня. Сколько килограм­мов я рукой выколачивал, ась? 620! А весил я сколько? 92! Это как же надо было давить в акценте, чтобы рука смогла такое выдавить?! А все эти дикие центнеры по­лучаются при общей концепции проноса в ударах и ак­центе за целью. Максимально быстрый проникающий удар производился со входом на ноге и акцентом вы­прямления за колонной, на которой был прикреплен си­ломер. Вот и суммарный результат данной кинетики.

То же самое — с лоу. Легкость и уравновешенность по­зволяют добиться свободы, рождающей скорость. А ско­рость — это первое и последнее из того, что нужно удару. Подводящие упражнения для нашего лоу более чем суще­ствуют. Если ребята тупанут, попробую их описать, но я ис­пытал бы просто предоргазменное состояние, если бы уви­дел, что кто-то их помнит. Помилосердствуйте — я же по­казывал пару миллионов раз!

ново конечное положение тела и конечностей при отработке лоу «на воздух»? Нужно ли проворачиваться на 180 градусов, заканчивая прием в стойке «смирно», спиной к поверженному воображаемому противнику? Или надо изобразить «хлыст» и вернуться обратно, отку­да начинали?

То же самое — насчет промаха по реальной вражьей но­ге. Каково следующее стабильное положение? При отработке по воздуху лоу (именно он, а не Вы) должен развернуть Вас на 360 градусов! Самый главный «секрет» нашего подхода — вложение именно вращения корпуса в само движение.

Видимо, для успешной отработки придется в процессе вращения представлять себе больно ругающегося А. К. или организовать муляж. Хм... Руки прочь от образов! Муляж-камуфляж!.. Спину не гнуть, попу не отклячивать, а вкладывать вместе с прогнутой спиной! Голова стабилизирована на цели вне зависимости от вращения!

Кстати, Андрей Николаевич, давно хотел спросить: как в кои бьется мае гери?


Это настолько классический удар, что улучшать хоро­шее — только портить. Так что мае имеет вполне клас­сические тайские очертания. Вынос колена чуть выше це­ли и разгиб опусканием ноги чуть сверху, удар — каше.

С уважением, А. Кочергин — никогда реально не бивший мае.

А зря! Такая пушка!

Вынос колена выше цели, разгиб — и получается мощ­ный удар, у меня немного толчковый. Но нога возвраща­ется назад практически прямой, то есть падает на землю расслабленной, и нет возможности ее согнуть в колене при таком мае, потому что тут другая механика. Это повы­шает вероятность того, что ее подловят, не так ли? Подловить можно все, но стоит ли думать о послед­ствиях в ущерб мощности?

Опять вернулся с тренировки с отбитой ногой. Есть у нас паренек — вес 106 кг, первый дан. Я сейчас немного сбросил и вешу 79 кг. В каждом бою он мак­симум с четвертого-пятого раза «отсушивает» мне ногу. Очень помогает интенсивная работа ног (вход, выход, закручивания и т. п.). Но в конце тяжелой тренировки очень шустро не подвигаешься.

Есть еще выход: бой на близкой дистанции, где он не может ударить в полную силу. Но такой бой тоже невоз­можно постоянно вести. Все равно будешь «выходить», чтобы перевести дух. Вот так — за 2-3 минуты — я свои 4-5 ударов и огребаю.

Пока ничего не могу придумать. Может, кто может что посоветовать?

Все в конечном итоге зависит от траектории гедан маваши того парня. Этих траекторий пара десятков, при­чем удар достаточно амплитудный, так что спрогнозиро­вать его завершение не затруднительно.

О главном.

1. Совершенно обоснованно замечено: чем ближе, тем менее возможен лоу.

2. Работа ноги на движение, то есть продвижение Ва­шей ноги на 15—20 см в сторону его бьющей, погасит удар в средней фазе.

3. Изменение угла приема удара. Ваша нога непод­вижно принимает удар — «проспали» Вы, например. Ме­няйте сгиб колена, чтобы удар ложился не перпендику­лярно, а вскользь, но ни в коем случае не подбирайте ногу под себя в позу «девочка сжимает коленки» (пардон за вольность).

4. Традиционный подъем колена — без коммента­риев.

5. Дождитесь прихода его голени на Ваше бедро и, не дожидаясь акцента в его ударе, резко поднимите ко­лено вверх, захватив рукой. Этот финт требует мастер­ства и запрещен по многим правилам, но если получит­ся, его опорная нога к Вашим услугам — рубите ее под корень, не выпуская второй.

Г1емного добавлю про подъем колена. При защите от лоу подъемом колена важно не смещать центр тяжести назад, то есть не подавать колено «к себе». Голень идет не вертикально, а поворачивается немного внутрь за счет «заброса» стопы. Это помогает создать то измене­ние угла приема удара, о котором говорил Андрей Ни­колаевич.

Я добавил бы еще один пункт: работа на опережение, то есть блок-атака бьющей ноги противника своей но­гой. Удар наносится во внутреннюю часть бедра. Удачи! А хотите провокационный вопрос? Какое направление для лоу самое мощное? Совер­шенно уверен: если после удара ногой противник не упал, то либо вы вовсе не били, либо вы бьетесь с дубом чисто по ошибке.

Жду ответа на загадку.

Андрей Николаевич! Во-первых, спасибо за советы. А во-вторых, все равно грустно получается. Пункты 2 и 3 не выходят у меня ввиду того, что лоу он бьет либо в момент моей атаки руками, либо в развитие своей ата­ки. Никогда — одиночные. Я просто не вижу этого уда­ра. Пункт 3 также не выходит из-за того, что он чаще бьет лоу сверху вниз, иногда вперед, но сбоку — очень редко.

Пункт 4, то есть блок голенью, не использую принципи­ально против более тяжелых соперников. Сильный удар голенью в голень от тяжа доставляет мне больше про­блем, чем прием лоу на бедро. Оба нерва вдоль костей голени отбиты и периодически начинают болеть после подобных столкновений.

Пункт 5 хорош, но есть несколько моментов. Прежде чем поднять ногу, ее надо расслабить. А делать это в момент удара я не рискну. Не уверен в своем мастерстве. Как- то, ударив маваши в голову и ставя ногу на землю, по­лучил в этот момент лоу. Нога еще не коснулась земли и, расслабленная, была навесу. Ощущения непередавае­мые! Ступить на нее смог только через минуту. Еще ме­сяц потом нога неслабо болела.

Может, еще что-то можно посоветовать? Собрался на­лечь на приседания с штангой, но есть опасения. Ведь скорость не менее важна, чем мышечный корсет. А как же загадка? Бить лоу без предварительных уда­ров руками и продвижения вперед — почти абсурд ли­бо проявление высшего мастерства, что, в принципе, од­но и то же.

То, что Вы не видите удар, вполне нормально. Его и не следует видеть, как, в общем, руки и все остальное. При атакующей динамике да на средней критической дистанции глаза не есть полноценный помощник. Надо не видеть, а чувствовать, прогнозировать и принимать ме­ры. Начните замедленные отработки и с большим чис­лом повторений. Важна не сила ощущений, а их продол­жительность.

Самое мощное направление лоу — под 45 градусов сверху вниз, вразрез с мышцами. Совершенно точно. Снизу вверх с небольшим откло­нением от перпендикуляра. Напоминает удар по мячу — сила ужасающая. Бьется этот лоу по поджатой ноге. Ой, как больно... И ножку к себе... А ты: «А вот тебе, дружок- пирожок, биг сюрпрайз!»

Дяди летят... Как с белых яблонь — дым.

Необходимость тренировок для наработки «интуиции на атаку» полностью поддерживаю, а вот по поводу тра­ектории лоу не согласен. Из собственного опыта вы­страиваю следующую иерархию траекторий по силе воз­действия. 1. Вперед.

2. Сверху вниз, когда в удар естественно ложится вес всего тела.

3. Снизу вверх. Даже если делать его со входом вперед, он все равно получится вскользь по бедру противника. У нас в школе все мастера бьют все удары немного по- своему. У каждого свои заморочки. Но основная траек­тория лоу — сверху вниз со входом в противника. Ясно, что сверху, да еще с массой, — сильнее. А вот Вы

не поленитесь и поэкспериментируйте с ударом вверх. Ус­ловия следующие.

1. Опорная нога выпрямляется в момент акцента до абсолюта.

2. Пятка у опорной — плотно в пол!

3. Траектория стремится в бесконечность; если нога не пролетела до головы — дерьмо, а не удар!

4. Скорость, скорость, скорость и легкость — никаких напряжений, легко и хлестко голенью по бедру снизу! И нет ноженьки у дяди. Говорю только то, что умею делать сам, причем делать наповал. Верьте мне, люди!

5. Этот удар крайне капризен в части выбора цели. Бейте только по поджатой ноге, в нормально стоящую ногу его не всунуть.

Насколько я понял, вектор удара, о котором Вы гово­рите, должен проходить через общий центр массы про­тивника. Это происходит только тогда, когда противник поджимает ногу, в противном случае удар соскальзыва­ет. Я правильно понял?

Именно так — именно по поджатой ноге. Иногда этот же удар можно всунуть на дистанции, близкой к критической. Если не влезет голень, просто воткните в бедро колено — какая разница? Главное, чтобы человек был хороший.

Л во всех спаррингах постоянно и с удовольствием бью учи момо, то есть внутренний лоу. Результатом очень доволен. А вот что делать, если меня будут так бить? Я, кроме входа вперед или отшагивания передней но­гой, ничего не использую.

А какие у Вас есть наработки защиты от этого удара? Если Вы решили воспользоваться атакой против­ника, чтобы перехватить инициативу, позвольте ему завязнуть и примите лоу на бедро с последующим подъ­емом ноги вверх для снижения давления в месте удара. Поднимать ногу следует в момент удара, а не перед ним, так как умелый кикер вполне может засадить Вам под заднюю ногу. Можно, конечно, подставить и голень-ко­лено, но при этом направлении удара Вам придется осесть на переднюю ногу, что значительно снизит Вашу мобильность. Падать на противника «сверху» всегда ра­циональнее, чем пытаться «встать» из-под ударов. Мнение мое — и необязательно правильное.

вольно непростое действие. Впрочем, нас что — трудности пугают? Захватываем поджатую ногу против­ника, а если тот успел ее опустить, начинаем снова. В любом случае до головы дотянуться трудновато бу­дет.

Действие абсолютно в тайском стиле: легкое и непри­нужденное — классика муай тай.

Согласен. В случае внешнего лоу — да, но внутренне­го и так, чтобы соскользнуло.

Не соскальзывает, а идет вверх и в сторону вместе с бьющей ногой.

Понял. И какая здесь мобильность? Вшагивание в среднюю дистанцию сразу после пред­сказуемого провала противника вперед.

Так это если лоу с дальней дистанции. Такой и проспать совестно как-то.

С любой. Спрятать бьющую ногу очень сложно, да­же за бьющими руками. Хотя все дело в опыте.

/л. можно еще просто в момент удара самому произво­дить мае в корпус противника. Правда, приходится не­большой подскок на опорной ноге делать, чтобы достать, и момент поймать.

Мае — это вообще незаслуженно забытый удар-пушка!

Петь ли особенности «кихонного» выполнения дзедан маваши в кои? У меня сложилось мнение, что по дина­мике удары ногами из кои очень близки к ногам ВТФ тхеквондо. Я прав?

У нас есть два типа удара в голову. Один действитель­но похож на тхеквондо и делается с проносом Основ­ное отличие: у нас разворот более глубокий, спина про­гнутая и т. д. На итог это удар в голову очень похож на гедан маваши.

Есть и еще один — свободный легкий хлест с неболь­шим наклоном по дуге. Недостаток этого удара в том, что, обладая чудовищной скоростью и силой, он с тру­дом «обходит» плечо и требует либо филигранного при­целивания, либо создания предпосылок руками. Плюса­ми же этого удара являются узкая траектория, при ко­торой его не видно, достаточный пронос и скорость.


Отличием же от ВТФ должно быть то, что наклоны спи­ны не практикуются, то есть удар наносится из обычной боевой стойки без «маячков» по вертикали и в бока.

Ясно! А какой подводящий тренинг для дзедан мава- ши используется в кои? Какие требования к растяжке, в основном используется статика или динамика? Во вто­ром ударе какой поворот корпуса? Под 45 к противни­ку или полностью боком?

На /:

Не поверите... Станок! Настоящий танцевальный ста­нок для па де труа. Вы выставляете опорную ногу стопой под 45 градусов к фронту, сгибаете опорную ногу, спина прогнутая, осанка гордо танцевальная и при разгибе опорной до прямой — выхлест бьющей, в идеале с утя­желителем. Нужно попасть ногой в перекладину швед­ской стенки или между ними. Опорную не сгибать, грудь вперед, попу не отклячивать — короче, па де труа!

Офигеть! А есть ли смысл специально работать над вы­воротностью бедра для улучшения техники? Именно в кихоне мы добиваемся того, чтобы все удары лежали в плоскостях, не выходящих за ширину плеч. Все, что лежит в этом промежутке, противник не видит! Чем уже начало и само течение удара, чем ближе оно к оси вра­щения, тем оно мощнее. Так что именно станок уберет все выносы бедра, натянутые не знаю кем. Колено по кратчай­шей в цель, прогиб спины и таз, вставленный в удар.

видео с московским семинаром выполнялось уп­ражнение — из стойки на колене выход в стойку с уда­
ром ногой. При этом, насколько я понял, мае гери шло, как ап чаги — хлестом. А при демонстрации кихона мае гери исполнялся как миро чаги. Так какой основной ва­риант удара в кои? И насколько реален в применении вариант, подобный ап чаги?

Очень жаль, что я не сумел объяснить, что это было не мае, а именно вхлестывание маваши гери без выноса бедра в сторону. Как отличить мае от маваши? Первый удар проникающий, а второй — с проносом. Вот и вся разгадка.

Еели можно, хотел бы немного услышать и о мае гери. Для меня очень ценно Ваше мнение.

Наших мае два: стопинг всей стопой из муай тай и мощный проникающий удар каше в пузо-пах.

D шотокане мае гери бьют стопой, а в кекусине — по­душечками пальцев. Какие плюсы и минусы у обоих спо­собов?

Удар стопой хорош для обуви и остановки движения противника, потому и стопинг. Но в шотокане бьют именно каше, как и в кекусине. При удачном ударе ка­ше нокаут более чем возможен.

Вели я правильно понял, проникающий мае бьется так же, как прямой рукой — с высокого подъема колена прямо перед собой и почти прямолинейного движения голени прямо на точку поражения.

При проникающем мае колено выносится именно в цель, что правильно для всех ударов ногами в кои.

кочень часто при мае гери замечал, что удар идет не точно вперед, а немного вверх, при этом сам удар я ста­рался наносить именно расслабленным хлестом с вы­носом бедра. В чем у меня может быть ошибка, если удар уходит вверх и получается как бы смазанным? Ко­гда же бью с выносом колена как можно выше вверх и разгибом колена вперед-вниз, то удар более медлен­ный, но проникающий.

При максимальном подъеме колена удар именно втал­кивается — здесь лучше идти пяткой вперед. При вхлесты- вании снизу вверх важны легкость и связанная с ней ско­рость. Но мае и ап чаги — это именно четкий акцент и по­падание. Без них и пальцы загнешь, и ногу отдашь.

Do времена динозавров мае гери отрабатывалось та­ким способом.

Партнер прижимал к пузу медицинбол, а отрабатываю­щий наносил по нему удары. Так вы очень быстро пой­мете, где проникающий удар, где стопинг, а где вы от­брасываете соперника.

Я всю башку измусолил в поисках того, чем именно пузо заменить! Ведь клиенты вянут, как мухи. Спасибо за совет!

i\. вариант, когда человек становится в стойку и дер­жит в руках макивару, а другой по ней работает в пол­ную силу, чем Вас не устраивает? Устраивает вполне, но данный удар следует трени­ровать именно в части точности попадания, поэтому мы отрабатываем «по живому». Человек прижимает руки к пузу-груди, а мы по ним лупим. Всем здорово, кроме него, сердешного!

А мы жилеты одеваем и тоже пинаемся в пузо от души.

Чем шире и разнообразнее процесс постановки уда­ра, тем более вероятно его попадание на итог.

е непонятно, почему Вы таи категорично исключае­те вариант маваши с движением колена в горизонталь­ной плоскости? Если говорить только о механике, по­скольку в момент контакта плоскость удара горизон­тальная, то разгон с самого начала в этой плоскости обеспечивает большее вложение, чем вынос колена в вертикальной плоскости с последующим разворотом в горизонтальную. При этом упомянутый Вами доворот та­за никто не отменяет, а отклячивание задницы точно так же является грубой ошибкой. Но нога идет с самого на­чала сбоку, по принципу хлыста.

Если говорить еще и о тактике (видимость и т. п.), бы­вают предпосылки и для Вашего, и для кругового вари­антов. Одно из преимуществ Вашего варианта в том, что в начальной фазе непонятно, что пойдет — мае или ма­ваши. Но правильно исполненный круговой — мощнее, и это обосновано механически. Не происходит перево­да вертикального вектора в горизонтальный. То, что Вы говорите насчет расстояния до оси вращения, так в мо­мент удара это расстояние в любом случае равно дли­не ноги плюс таз. А начальная фаза у Вас не является вращением вокруг оси, так что расстояние от колена до оси несущественно.

Поясните, пожалуйста, свой взгляд на расклад усилий более подробно.


Маваши гери обязательно движется и в горизонте. Я против выноса колена в сторону и закручивания с вы­носом удара за ширину плеч. Это дает необоснованные потери энергии при минимуме тактических выгод.

Хорошо, давайте на конкретных примерах. Из высокой стойки и без подготовительных действий подъем колена в сторону — движение не оптимальное, здесь я согласен. Фактически, это аналогично замаху ру­кой. В итоге по силе, может, и окупится, но медленно — «разбрасываешься» и т. д. А что насчет ситуации, когда мы движемся вперед, атакуем руками — прямые удары? Противник отступает, держит руки высоко, сосредоточил внимание на центральной линии, по которой идут уда­ры. Открывается бок. С ударом рукой или финтом на скользящем или обычном шаге расширили стойку. Сзади стоящая нога имеет угол градусов так 45 к земле. Бьем маваши. Колено можно пронести вперед через низ, а можно и через сторону. Разница по времени минималь­на, а по силе существенна. Ваше мнение? Так какое маваши гери мощнее при попадании в бо- чину — почти футбольным хлестом под 45 или закладкой ноги под 90? Хотите ответ?

Он есть и основан на наших многолетних (без пон- тов) исследованиях. Чем вертикальнее удар, тем он мощ­нее с точки зрения биомеханики.

С уважением, А. Кочергин — человек-гироскоп


1У1ожно и мне влезть в серьезный разговор? Если можно, то... И боковой (видимо, его Вы называете ма­ваши), и прямой задней ногой (видимо, мае гери) я бью прямо снизу, не подымая предварительно колен. Мне показалось, что главное — не поднять колено, а потом от него пробить. Главное — в силе удара. Это уско­рение, которое даешь телу толчком задней ноги в на­чале удара и степенью «проваливания» корпуса (места сочленения бедер) в защиту противника при прямом, плюс ко всему еще закручивание корпуса при боко­вом! А щелчок от колена, по-моему, вообще не нужен. Красиво, конечно, но разрушительности нет от него, особенно при прямом задней ногой. Мне думается, на­до бить прямо от земли — с проваливанием! И обяза­тельно хоть с маленьким, но шагом вперед передней ногой, чтобы придать всему корпусу «момент движения». Удар идет вперед и чуть вверх. Стараюсь бить пяткой. В конечной фазе удара носок упорной ноги смотрит чуть наружу, то есть я разворачиваю бедра для боль­шего выноса вперед. Пятка упорной ноги не поднима­ется от земли.

Предполагаю, что бью не особо правильно, потому имею вопросы к А. Н. Кочергину.

1. Действительно ли я неправильно ставлю удар с точ­ки зрения кои?

2. Если это неправильно, насколько теряется эффектив­ность ударов при продолжении в том же духе? Любой удар субъективен, и слово «неправильно», гля­дя на удар Мацуи, у меня клещами не вырвать. Вы попа­даете? Люди падают? Значит, Вы бьете правильно.

Ваш маваши очень смахивает на микадзуки. А как у вас бьют ура маваши? Вместо него — ура микадзуки? Да неужели?! Уважаемый, если это микадзуки, то я Джузеппе Гарибальди, обгоревший испанский летчик, уже 28 лет не ведающий разницы между этими удара­ми. Взгляните хотя бы на положение опорной стопы и таза бьющей ноги. Вы еще мае киаги это обзовите!

Вы говорили, что чем вертикальнее удар, тем он мощ­нее с точки зрения биомеханики. Чем больше бью но­гами, тем больше это понимаю даже без биомеханики. Вертикал — самый быстрый и самый сильный. У меня не было тренера по ногам, и я не знал, как бить. Стал про­бовать сам, пришел к тому же. Значит, не все потеряно. Не поверите, но я искал правильную траекторию, по­садив рядом с мешком алкаша с вахты.

— Какой удар самый красивый?

— Дык я не разбираюсь!

— А и не надо! Просто смотри и скажи.

Так вот, самым красивым оказался самый гармонич­ный удар, самый быстрый и устойчивый.

С уважением, А. Кочергин — 25 лет без тренера

Т1риобрел номер «Додзе». На фотках японцы показы­вают, как надо бить мае гери. В момент удара корпус сильно отклоняется назад — где-то градусов на 45 к по­лу. Как-то все неустойчиво выглядит. И это верно! Если таз не в ударе, то и масса не в нем. Хотя есть и короткие варианты. Вот только любой удар нужно сначала «рисовать» на абсолютной траектории, укоротить его всегда можно.

Андрей Николаевич, почему лоу так восхваляется? Я думаю, популярность лоу кроется в его простоте и грубоватости. Этакий туповатый силовой подход к реше­нию поединка.

Уширо — редкая штука. Специально задом к ворогу вставать, вворачиваясь в «вертушку», — бессмысленно, а как реакция на атаку сзади — идеально в обеих эма- нациях (и кеаге, и кекоми), но ведь последнее не часто... Про уширо. Мы делаем скорее дви чаш — там ско­рости поворота такие, что сам пугаешься.

Насчет уширо. Сам видел еще в юности, как на диско­теке парень ввалил уширо человеку, который был сан­тиметров на 30 выше его и значительно крупнее. «Ско­рая» забрала прямо оттуда, два ребра в минусе. При этом парень не становился ни в какие стойки — просто зарядил, как только запахло жареным. Так что уширо, наверное, самый сильный удар, по-моему, хотя и рис­ковый. И еще насчет мае гери. В теории нога должна возвращаться назад, а на практике в спарринге проще продолжить движение вперед, с продавливанием. В экс- триме у меня почему-то не получалось хлестко ударить и вернуть назад.

Когда я баловался у приятеля в зале WTF, мне не дос­талось лапы-хлопушки, и я взял обычную бохерскую. Дви чаги и... минус локоть. Такой скорости просто не ожи­дал, а увернуться от этого полена или уж тем более «на­пасть на спину» бьющего — это должна быть такая ско­рость!

Увы, с тайским мае не знаком. Какая должна быть тра­ектория удара, чтоб был момент опускания? Или речь идет уже о работе стопой?

По уширо. Не спорю, что при высоких скоростях в лоха можно воткнуть что угодно, не опуская ноги, но сопостав­лять нужно примерно равных противников. Разве нет?

Тайский вариант — разгиб высоко поднятого колена и посыл каше в цель. Это явно медленнее традиционно­го выноса снизу, но бережет пальцы, кстати, бьется и сто­пой. Наш выбор в пользу этого удара был сделан также и в связи с тем, что мы ставим «уличные удары» в том числе, а там — именно стопа и именно сбив противни­ка с места...

Про убойность и далеко не киношную. Дви чаги очень просто понять — надо пойти в секцию WTF и посмотреть паренька с черным пояском, а лучше лапу ему подержать. На меня в первые разы это произвело очень сильное впе­чатление. Очень мощно, очень быстро, очень легко! Ника­ких эффектных выкрутасов. Поверьте — не вру!

Значит, мае бьем стопой, и цель надо не проткнуть, а толкнуть. Верно понимаю? Хотя я согласен, что воткнуть традиционный мае в зимнем ботинке или в кирзаче не­возможно.

Поуширо. Если представится случай, почувствую. Из все­го прочитанного здесь выходит, что в кои очень много тех­ники заимствовано у тайцев, но все-таки это каратэ? Из тайских заимствований у нас есть их аналог мае и защита от лоу. На сегодня нет и не может быть «чис­тых» стилей. Это скорее рекламный трюк с упоминани­ем древних корней и баксоплодоносящих стеблей.

В мае пальцы на себя оттягиваются, несмотря на про­давливающее движение носком вперед, в маваши — то­же, но не в макивару, а в шею или ребра, в макивару мож­но подъемом. Поправьте, пожалуйста, если я не прав. Мае в низ живота — звездец позвоночнику, мае в гедан

бараи — не завидую ноге. Тут главное — не ошибиться. Кстати, на входе врага мае под руку в низ живота с перед­ней ноги не так уж сильно, скорее неожиданно.

В тае мае лупится именно сверху вниз и именно в мо­чевой пузырь.

Значит ли это, что удар Вы вкручиваете в цель также за счет постановки опорной ноги на носок, как это де­лают тайцы?

На носок ставить вовсе не обязательно, а технически вообще неверно. В мочевой пузырь удар ложится имен­но в силу удобности нисходящей траектории. А вот про­бить мочевой — это почти железная победа! Ох и боль­но, ох и долго.

Но именно так бьют тайцы.

Они и еще кучу ошибок делают, так что — повторять за ними с преданным блеском в глазах?

1\акую кучу ошибок делают тайцы? Хоть еще парочку опишите.

Попа сзади при лоу и ударах ногами в корпус Локоть бьется часто без вложения корпуса, удар ногой в голову не имеет тренинга проноса и потому крайне зависим от точности попадания, в противном случае нога вообще не­управляема при промахе. Удары руками стали именно ударами лишь последние пять-шесть лет, и то благодаря евро-таю, защита от ударов слишком сильно сведена к терпению и пассивной защите. Именно тайская стойка с опорой на заднюю ногу не подразумевает мобильности.


Слишком мало захватов бьющих ног и естественных в этом случае контратак, хотя удары более чем видны и предсказуемы. Хватит?

Занимаюсь таем у лучшего тренера в Киеве и, навер­ное, в Украине. Попу мы сзади не оставляем, а очень даже вставляем таз в удар! Да, при ударе ногой опор­ная на носке в момент удара — не редкость. Происхо­дит это потому, что идет мощный выброс ноги при уда­ре, и в этот момент происходит переход с полной ступ­ни на носок. Тут просто не такая конструкция механиз­ма удара. Как я понял, в кои есть жесткая основа — опорная нога, и выброс энергии — в месте удара бью­щей ноги. Получается, что концентрация энергии одина­кова на обоих направлениях — такая себе жесткая кон­струкция. В тае в момент удара вся энергия в бьющей ноге, незачем ее оставлять в опорной, сам удар как бы в мини-полете, и то не всегда опорная нога остается на земле и как бы перестает быть опорной. Ребята, в идеале базовая техника не должна зависеть от Кочергина или еще более толкового тренера, она обя­зана зависеть от биомеханического анализа и выводов, полученных в итоге! А вот уже субъективная техника имеет тактические и индивидуальные допущения, но именно допущения, а не вольное обращение с наукой! В данном случае с биомеханикой!

вините, не понял про вынос ноги через сторону в мае гери.

Напоминает вынос, как если бы вы решили обмануть противника, намекнув на маваши гери в погремуху.

1V1 ужик есть один — Тэцухико Асаи называется, тан он мае с 30 сантиметров в голову бьет. Поверьте, это у не­го очень быстро и очень сильно выходит — получается эдакий апперкот ногой.

А я знаю, как влепить мае с 30 сантиметров. У нас есть «мае гери им. Романа Васильевича» — резкая смена ног с выстрелом задней. Это можно делать хоть из объя­тий с поцелуями.

ишел с тренировки, где были обруганы мои кривые ходули, которые начинают коишную маваши со сгибом в колене, но по правильной траектории. Ну не хочет она быть прямой — и все тут! Как начинаю делать прямой ногой, так скорости нет и боль появляется в бицепсе бедра. Проблем с растяжкой в вертикальных ударах нет, но при условии опять же чуть согнутой ноги. Надо тянуть­ся. Вот думаю, что делать: или пытаться выпрямлять но­гу через дискомфорт, или бить ниже? Или же начать тя­нуться, а потом вернуться с новыми ногами и начать сна­чала?

Базовая отработка вполне приемлема на высотах ко­лена и пояса, важно понять принцип удара и его алго­ритм. Растяжка — это последнее, что Вам понадобится, мне по сию пору не нужна, и не разминаюсь даже.

С уважением, та еще табуретка

, правильно, это я чего-то глюкнул... В пояс-то нор­мально идет в спаррингах, а выше, так это когда набив­ку делаем — зеркалим маваши и лоу, так маваши все в ребра просится. Понял — буду бить сильнее. Глядишь — и прямая начнет летать,

Витамин Е очень бодрит подвижность. Сильно бить неверно, бить нужно свободнее, а значит, легче, а значит, быстрее, а значит, могцнее. Аллее ферштанден?

Требования к удару: прямая спина, прямая опорная но­га, пятку опорной ноги жестко в пол, отложенное раз­гибание колена. Все это выполняется на фоне отсут­ствия желания «ка-а-ак дать», чем достигается отсутст­вие напряжения антагонистов. Ничего не упущено? Без эмоций. Три составные части марксизма. Поста­новка любого удара в хокутоки, впрочем, и для реальной драки, обязана состоять из трех частей.

1. Базовая техника, направленная на... Техника — это когда удобно, а когда удобно, тогда это максимально быстро. То есть техника — это свобода движения, рож­дающая скорость и ничего кроме нее. Нокаутирующий удар — не самый сильный удар, это удар, которого не ви­дели. Принцип какуто каратэ, в котором все удары не выходят за ширину плеч, позволяет не разбрасывать век­торов в окружающую среду, наращивая скорость через прямолинейность, и спрятать движения внутрь силуэта.

2. Право на удар, получаемое лишь тогда, когда вы мо­жете бить туда, куда ошибочно направили удар, то есть в локти, в колени, в блоки, и вам за это уже ничего не будет.


3. Дистанция. Важна именно она, а не район прице­ливания, как в стрельбе и в спортивных боях. В боксе же­лательно попасть в бороду, и бохеры, что греха таить, умеют делать это очень весело, но для попадания им по­рой нужно 12 раундов. Они есть у вас в реальном бою?! Их у вас нет! Впрочем, как нет их и в хокутоки. Все про­исходит быстро, так что при нанесении удара вас должно интересовать его направление — типа в ногу, в голову, да хоть в спину! А качество удара должно компенсировать все его прицельные недостатки. Какая разница, в какую часть ноги прилетит кувалда?! Но как ни тренируй ноги по мешку, как ни красуйся маваши гери по лапам, а про­тивник — очень подвижная хрень, ну никак на месте не стоит! Так вот, проработка одиночных ударов с поэтап­ной сменой направления относительно вашего фронта и дистанции — это результирующий этап постановки уда­ра. Поставленный удар — это удар, сохраняющий свои боевые свойства вне критической зависимости от на­правления и разумной дальности нанесения. Что же ка­сается именно маваши гедан (лоу), то его вообще следу­ет бить с энергичным вхождением или даже с прыжком.

Все верно, кроме последнего — про отложенный раз­гиб. Потому для лоу и в голову — да! А для восходящего удара в корпус все еще проще: кидаем колено в цель, го­лень свободно висит, как ей вздумается, и разгибается практически за счет инерции. Так что «придерживать и натягивать тетиву» уместно лишь в ударах по ногам и го­лове, то есть в горизонтальной плоскости.

«11ятку опорной ноги жестко в пол». В момент удара? То есть вращаемся на каше, а в момент удара призем­ляемся? Или как?

Нет, жесткая постановка ноги в начале инициации удара... Читай: «жесткое вшагивание». Хотя при проносе нога, конечно, переходит на каше. Ничто не должно сдер­живать вращение.


<sL ебятушки, кто до сих пор свято верит в то, что от на­стоящего лоу есть защита — идите в сад. Нету. Вот от та- --------------------------------------------------------------------------------------- 499 кого лоу — нети не бывает...» Что, действительно нет за­щиты? Или все-таки есть? Должна же быть. Дайте лю­дям надежду!

Для защиты от лоу вполне уместны разворот коленом навстречу удару и традиционный подъем. Другое дело, что если проспать настоящий лоу, обязательно наступит кердык. Либо Вам лоу не били, либо били не лоу.

Спасибо! Если не затруднит, разъясните про разворот коленом навстречу удару.

Летит лоу. Вы это дело увидали и не обложились. Пово­рачивайте носок стопы в сторону удара, бедро неминуемо поменяет угол на более пологий, и вы успеете его напрячь. Он ногой — бух, а вам хи-хи! Вот только этот лоу — отку­да угодно, только не наш. Здесь я горд! Наш хлыст в этом случае к врачу не отправит, но улыбку сотрет точно.

1\ак отрабатывать лоу и маваши одному? Лапу держать некому, а ноги еще не набиты, чтобы колотить по твер­дому (по воздуху тоже работать буду). Думаю повесить пластиковую двухлитровую бутылку, налить чуть водич­ки (потом подливать) и стучать. Может, получится пове­сить ее на резинку сверху и снизу, как боксерскую ма­лую грушу. Пойдет или нет? Может, что-то другое посо­ветуете?

Я по воздуху перед зеркалом годами махал, пока не понял, как все это просто!

Блок голенью ставлю только против лоу со средней дис­танции. Имею печальный опыт и отбитые голени имен­но вследствие попыток блокирования круговых лоу с проносом, которые выполнялись с дальней дистанции. Сейчас стараюсь уходить. Если не получается, то такие удары лучше принимать на бедро, подседая. Это намно­го менее болезненный и травматичный способ. Уходить ведь получается от одного из трех-четырех ударов. Спросите любого тхэквондиста с даном, какие бло­ки нужно ставить от ног. Он очень удивится столь аван­тюрной мысли. Для защиты от мощного лоу, конечно, лучше сократить дистанцию! Подседанием и разворотом бедра спастись можно, но лишь тогда, когда в арсенале бьющего «один» маваши гедан без мобильного измене­ния угла нанесения. Поэтому, увидев первый подсед, сто­ит сразу опустить лоу чуть сверху — и кердык! Но самый опасный маваши гедан — это восходящий удар в бедро, наносимый по пугливо заведенному внутрь колену. Не ве­рю, что после этого удара ноги не отлетят, как у обвет­шалого Буратино.

Один раз заблокировал голенью проносной лоу. Про­тивник был на 10 кг легче, а синяк я схлопотал от коле­на до стопы. Ходил и показывал всем. Ладно — синяк при блокировании. Я в начале тайско­го тренинга засадил человеку в колено и... надорвал верх ахилла. Так по сию пору и не понял связи.

С уважением, А. Кочергин — даешь право на ошибочный удар — хоть в стену! Набиваем ноги!

На гедан, конечно, специально не буду подседать, бло­кируя. Скорее всего или стопу подставлю, или вообще

ногу уберу. А если получится шагнуть вперед по диаго­нали в сторону опорной, то вообще здорово. Могу подтвердить, что жесткий блок от удара ноги с проносом ставят очень мужественные люди. Это намек? Это намек!

Насколько я понял, Ваш лоу прилетает в ногу или бед­ро сверху по диагонали. Если это так, то разворот ко­лена навстречу ему — это просто подарок, так как он ставит бедро практически перпендикулярно направле­нию удара. Тут не только улыбка с рожицы сползет! Или я ошибаюсь?

Про разворот бедра навстречу лоу. В нашем контек­сте мы бьем его практически под тремя углами: именно почти под 45 сверху, традиционно горизонтальная плос­кость, 45 восходящий снизу — причем что по внутрен­ней, что по внешней стороне.

Это означает, что, имея опыт, Вы вполне можете отличить, откуда именно летит удар. Если он горизон­тален, подворачиваете стопу-бедро навстречу лоу, чем значительно его смягчаете. Но, сделав так и повторив данное движение стереотипно, Вы тут же получите именно сверху. На каждую хитрую попу есть член с вин­том.


Верно ли то, что колено в начале любого удара ногой в кои поднимается строго вперед, а дальше, чтобы пре­вратить мае в маваши, идет поворот вокруг оси бедра? Все верно. Колено — вполне в традиции кихон кара­тэ — направляется ровно в цель, но проворота бедра во­круг оси нет. Это позволяет избежать ничем не мотиви­рованных, на наш взгляд, потерь скорости. Зачем эта «за­кладка» в конце удара, я так и не понял за все 25 лет тре­нинга и удрал за ненадобностью, получив свободу и ско­рость. Мы выставляем стопу на 45 градусов и подаем таз на натянутой прямой ноге вперед, спина прогнутая. Все это позволяет получить жесткую конструкцию опору и доворот (в процессе) на эти 45 вокруг вертикальной оси вращения корпуса.

.Может, я чего-то не понимаю, но зачем поднимать ле­вую ногу перед ударом правой ногой? Это проработка контратаки при вражеском лоу, плюс дополнительный и нехилый импульс в ударе.

Уважаемый А. К., уточните, пожалуйста, два момента. При вшагивании передняя опорная нога ставится на пол с доворотом или прямо на центр цели? Каной прибли­зительно угол разгиба в колене бьющей ноги в момент контакта — достаточно значительный или нога почти пря­мая?

1. Передняя нога ставится всегда прямо напротив це­ли, а вот стопа — примерно на 45 градусов от вектора движения, дабы дать корпусу доворот, необходимый для дугообразной траектории удара с проносом.

2. Нога приходит на цель всегда с недоразгибом, по­этому — пронос! Основная ошибка всех с растяжкой — бьют практически прямой ногой.

Меня учили никогда не бить лоу с проносом, так как идет разворот спиной к противнику, что опасно. При полном провороте противник на долю секунды выходит из поля зрения, и при контратаке можно просто не ус­петь сфокусировать взгляд.

Еще ни разу никто не воспользовался разворотом ре­ально бьющего человека, потому что скорость полного разворота раза в два выше скорости сокращения дистан­ции. Если вы отбежали, и нога противника просвистела мимо, а не завязла в вашем бедре, то вам явно не до сбли­жений — вам бы назад вернуться, в дальнюю дистанцию, потому вы уже дальше, чем нога достает. И все!

С уважением, А. Кочергин — уверенный в том, что когда человек реально бьет, реально защищается уже явно не он

После удара на пролом по воздуху набранная скорость должна расходоваться на подтягивание конечности об­ратно, а не на разворот, если, конечно, не собираешь­ся бить вертушку.

Что за авторитарное заявление? Мы бьем с проносом всегда, очень резво возвращаемся в исходное и вертушек не бьем, потому что не обучены!

Зачем же останавливаться в цели? Достаточно проби­вать на 10-50 сантиметров дальше ее. А чтобы не кру­тануться спиной — встречное по отношению к бьющей ноге движение плечевым поясом и руками. Оно же и си­лушки добавляет: в удар вкладывается работа мышц жи­вота, сокращаемых по диагонали от бедра к противопо­ложному плечу. Но эта техника, насколько я понял, не принята в кои-варианте маваши.

Ребята! Ну как движение навстречу бьющей ноге мо­жет добавить хоть что-нибудь, кроме стабилизации тела в пространстве?!

Андрей, может, Вы посоветуете другие подводящие уп­ражнения, кроме затяжных серий?

Для ног?

1. Станок (вполне выполнимо у шведской стенки) и удары на вставании из исходного положения «опорная нога развернута на 45, спина прямая, колено максималь­но согнуто». Встаем — бьем, возврат — садимся.

2. Цирковая лошадка Идем на зеркало и бьем каж­дый удар как высокий шаг, высота — не более «до поя­са». Стопа опорной ноги на 45 и спина прямая, таз в уда­ре вперед, а не отклячен назад!

3. Удары с позиции на колене. Крайне важное упраж­нение, которое неправильно не ударить более пяти раз, а бить нужно не менее пяти минут. Опорная стопа на 45, бьющая нога на колено, бьем прямолинейно на вста­вании в уровень головы, возвращаясь на колено. У вас не­минуемо получится техника какуто каратэ.

4. Толкаем мешок, делаем вялый удар по нему при проносе колена через центр мешка Толкаем прилетаю­щий мешок, вставляя в него таз и дорабатывая ногой.

5. Идете по лесу, находите цветок с крупным буто­ном, легко и свободно пинаете по нему с проносом, что­бы бутон улетел на Луну.

6. Резина Если еще что вспомню, отрапортую.

vJ /5, а можно поподробней про п. Л., а то чего-то не мо­гу себе это представить. Прошу прощения за отсутствие фантазии.

Инь-удар, который скорее толкает мешок разгибом, чем бьет. Отлично позиционирует таз и спину — с откля- ченной попой не потолкаешь.


Андрей Николаевич, я правильно разумею относитель­но пункта 4: о режиме выполнения?

1. Бить, пока нога поднимается?

2. Бить на количество — 50, 100, 200 раз?

3. Бить на время (по раундам)? Критерий верного ис­полнения — чем больше амплитуда, тем лучше?

Я бил 15-минутными сетами без перерыва Лишь од­но уточнение: удар отличается от неудара именно ударом Удар должен быть — пускай и на этом невысоком темпе.

Смотрел недавно старые записи по микс-файту. На­блюдал за техникой исполнения лоу у Б. Руттена и од­ного бразильца в тяжелом весе — по-моему, Рицо. Руттен бил крашеного кингконгообразного негра с фа­милией на «манн». Удивило то, что негр держал зти вы­стрелы. Бразилец завалил Эббота. Возник вопрос к ува­жаемым бойцам и лично к Андрею Николаевичу. Каково самое «естественное» продолжение атаки, нача­той с лоу? Эбботупал после правого прямого рукой, на­несенного вслед за лоу, а негр вообще выдержал два удара Руттена (левый попал практически в печень) — причем, по-моему, спокойно, да еще и прыгнул в пар­тер. Вопрос применительно к технике лоу с проносом и небольшим разворотом опорной ноги относительно оси. На мой взгляд, такая техника немного тормозит «вход» в силу отклонения спины назад.

Руттен мне очень симпатичен — один из самых тех­нически подкованных бойцов с прекрасной функцио­нальной подготовкой. Что же касается продолжения ата­ки после лоу, то здесь есть два варианта.

1. Лоу попал, вы влетаете в противника, скажем, с пра­вой ногой. Если цель найдена, то будет реверс ноги. В этот момент обязательно бейте прямой левой рукой, но лишь при условии, что вы не отскакиваете назад с забранной но­гой, а смело продолжаете лететь в критическую.

2. Лоу не попал, и вы бодро проворачиваетесь вокруг оси. Это каким надо быть фантазером, чтобы начинать атаку с одиночного лоу?! Загрузите чердак руками и ло­майте подвал! Иначе жильцы сбегут.

У^пасибо за ответ. Что и поразило! Бразилец, пробив лоу Эбботу, выдержал паузу и правым срубил его, то есть атака была начата и закончена именно в виде оди­ночного лоу, на мой взгляд. А в поединке Руттена имен­но левый и напрашивался после лоу, но опять же, по мо­ему мнению, атака Руттена состояла из одиночного лоу, что в общем-то и позволило негру прыгнуть в партер. От­сюда и был вопрос.

Эббот страшен в средней дистанции, но он крайне слаб в передвижении. Его поймали именно на статично­сти, что редкость. Можно, конечно, бить и одиночный лоу, когда противник уже обвис и испустил сок.

После того как нанесен удар по мешку, начинается фаза возврата ноги. Вопрос в следующем: как ставить ногу? Назад, в исходную стойку? Чуть за мешком? Или пусть падает сама, куда хочет? Падает сама туда, куда «шагала».

хлндрей Николаевич, но как же отдача от груши? У меня нога отлетает. Ведь было условие, что она расслабле­на, и удар на пронос не позволяет делать четкое вхож­дение-приземление. Как отработать сам возврат в стой­ку? Иначе получается коряво и не эффективно. Затра­ты на прием исходного положения слишком велики по сравнению с классическим возвратом бьющей задней ноги назад или ударом с простой постановкой перед собой. Единственный минус у этих ударов по сравнению с предложенным Вами — недостаточная поражающая способность, зато есть огромная возможность маневра. Возможно, у Вас есть описание маваши от начала на­несения удара до возврата ноги в стойку? А разве отдача не есть свободное падение ноги? Вот она и падает туда, куда шагала, с учетом воздействия внешних сил, главное — не включать «негативную стаби­лизацию в пространстве», потому что это 100%-ный тор­моз для ноги! Если я мажу, то вращение корпуса про­ворачивает меня вокруг оси на 360. Если попал, отдача сама ставит ногу куда надо! А вот маневр в ударе ногой — непозволительная роскошь, которая снижает пролом в угоду тычкам и прямолинейное наступление размазыва­ет на несущественные круги и пируэты, если огрубить все это до абстракции.

С уважением, А. Кочергин — искатель мощности через скорость и скорости через свободу движения

Значит, я бью верно, но возникает вопрос. Я успел за свои 20 лет поучаствовать в массе различ­ных разборок и, естественно, побиться в толпе. Ни ра­зу (наверное, повезло) не применял маваши, но думаю, что вращение — это негатив. Один знакомый, которого можно назвать мастером очень высокого уровня, пока­зывает сильные удары ногами, но не вращается. Его ко­лено смотрит вниз, и в целом траектория удара получа­ется сверху вниз. Верно ли, если удар начинается с подъема колена до принятия им нужной высоты, потом следует вывод голени на цель,«раскрутка»таза, его вло­жение, далее нога летит сама и либо попадает в цель, либо промахивается, и получается проворот. Кстати, как Вы боретесь с нагрузкой на колено опорной ноги во время проноса?

Я не очень корректно выразился про вращение. Де­ло в том, что есть два типа удара: с вращением корпу­сом и восходящий. Один из вариантов лоу и удар в голо­ву делаются с вращением, но есть восходящие лоу и уда­ры в корпус. Они всегда делаются с прогнутой спиной и на прямолинейном движении в цель. Там вращение — это негатив. Так Вы о каком именно ударе? Что касает­ся выноса колена, то это константа любого удара ногой. Причем нога должна свободно висеть от колена — это дает легкость и свободу движения. Разгиб голени начи­нается только в преддверии акцента, то есть зачастую в цель нога приходит с очень большим сгибом Разгиб бу­дет уже внутри цели. Это и есть изюм от кои! Никаких отбитых голеней, а удар — как бревном.

Андрей Николаевич, нога все время расслаблена или при вхождении в цель напрягается вместе со всем те­лом?

Нога напрягается в момент акцента в вершине сво­ей траектории, корпус же с прогнутой спиной заряжен еще при выносе таза в цель на прямой ноге. Если вы по­пали в цель, то акцента как бы нет, но отрабатывать сле­дует именно «промах». Попадание прощает все огрехи, промах наказывает за грубую технику.


ироде любой удар будет намного сильнее, если пред­ставлять конечную цель дальше, чем она есть на самом деле, то есть бить надо будто насквозь. В чем тут изюм? В чем изюм? Прямая опорная нога и вставленный в удар таз. Ни Ояма, ни Мацуи так не бьют и не били. Я не претендую на исключительность, но никогда так систем­но никто не преподавал.

Скажу более. В Мексике я показал наши проносы из произвольной стойки дядьке с шестым даном по WTF, челшиону Америки по тхэквондо и многократному чем­пиону Мексики, так он спросил: «А кто в Японии так бьет?» С ответом я затруднился, но удар по макиваре от­вечает на все вопросы сразу — без пальцев и тугоплавких объяснений.

С уважением, А. Кочергин — никогда не утверждавший, что иные техники хуже наших!

«...Вкручиванием в цель таза с прогнутой спиной, ни в коем случае не отставляйте его назад!» Андрей Николаевич, это требование техники или какие- то медицинские аспекты? Насторожило: «ни в коем слу­чае». Совершенно согласен с тем, что удар с проносом сильнее, но он должен быть единственным. Маваши же без вкручивания позволяет дальнейшую работу руками «без отрыва от производства».

Дело в том, что удар ногами в кои имеет право на су­ществование лишь в результате более чем результатив­ных действий руками, то есть это должна быть жирная точка в конце связки. Так что он должен выполняться именно с проносом и именно наповал. Кстати, прямо­линейное положение корпуса с прогнутой спиной не по­зволяет валиться в сторону удара с проносом, и проблем с дальнейшими телодвижениями нет, потому что верти­кальная ось стабильна. Маваши гери (гедан, чудан) «по кои» разумно бить либо по хлопушке, либо по подуш­кам — бохерскую лапу оторвет вместе с рукой! Это не де­шевое повидло для легковерных лохов.

ЬЛаваши, как и любой другой удар, бьется с прямой спиной, насколько позволяет тонус в животе, то есть жи­вот должен быть всегда собран. При прогибе у вас те­ряется тонус, вследствие этого удар ослабнет, а вы са­ми будете болтаться, как сосиска. А чтобы таз не оста­вался сзади, надо разворачивать опорную ногу, чтобы освободить мышцы таза и подать его вперед. Корпус при этом должен быть слегка отклонен назад, а не в сторо­ну, опорная нога слегка согнута, чтобы не было лишне­го напряжения в мышцах таза. Колено выбрасывается не в конце удара, а естественным образом, как руко­ять плетки выбрасывает веревку.

Ценю Вашу убежденность, но сколько еще типов ма­ваши гери Вы умеете бить, кроме описанного Вами?

Я см


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: