Экспортные пошлины. Реформа «60-66-90»

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Плательщиком пошлины является участник внешнеэкономической деятельности (контрактодержатель, декларант) или другое лицо.

Объектом обложения таможенной пошлиной признаны товары, перемещаемые через таможенную границу России. Налоговой базой являются их стоимостные либо натуральные показатели.

В мировой практике, в том числе и в Российской Федерации, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.

Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

В соответствии с Законом о таможенном тарифе специфические ставки таможенной пошлины начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с веса, объема, штуки товара.

Комбинированные или смешанные ставки пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

С 1 октября 2011г в формуле расчета пошлины на экспорт нефти был снижен коэффициент с 0,65 до 0,60, на темные и светлые нефтепродукты – экспортная пошлина была унифицирована на уровне 66% от нефтяной (раньше была 39% от нефтяной пошлины на темные и около 72% от нефтяной пошлины на светлые). Для прямогонного и высокооктанового бензина введена заградительная ставка – 90% (слайд 44).

Ставки экспортных пошлин на нефтепродукты устанавливаются на более низком уровне по отношению к ставке экспортной пошлины на нефть, что субсидирует российскую нефтепереработку и стимулирует экспорт нефтепродуктов. Если обратиться к истории последних нескольких лет, то в последние годы ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты составляла около 0,72 от ставки экспортной пошлины на нефть, а ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты – около 0,39.

Более низкие экспортные пошлины на нефтепродукты стимулировали рост объемов переработки нефти внутри страны и увеличение экспорта продуктов переработки. При приросте добычи нефти за период 2006–2010 гг. на 7,5% объем первичной переработки нефти увеличился на 19,9%, а экспорт нефтепродуктов – на 36,3%. Прирост объемов переработки нефти в этот период на 85% был обеспечен увеличением экспорта нефтепродуктов.

В то же время такая дифференциация экспортных пошлин отнюдь не стимулировала увеличение глубины переработки нефти. В 2011 г. глубина переработки нефти в России составила лишь 71%, т.е. за последние 10 лет фактически не увеличилась (в развитых странах глубина переработки нефти в настоящее время достигает 90–95%). Произошедший же в последние годы рост российского экспорта нефтепродуктов был обусловлен главным образом увеличением экспорта мазута, который используется в Европе в качестве сырья для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов.

В 2006–2010 гг. увеличение экспорта нефтепродуктов почти на 3/4 было обусловлено ростом экспорта мазута на 55,8%, причем доля мазута в суммарном экспорте нефтепродуктов повысилась до 54,5%. При этом доля экспорта мазута в его производстве превысила 90%.

В этих условиях становилось все более очевидным, что для стимулирования модернизации российской нефтеперерабатывающей отрасли и повышения глубины переработки нефти целесообразны переход к единой ставке экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты, а также сближение данной ставки со ставкой экспортной пошлины на нефть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: