Районный суд – основное звено судебной системы


16. Военные суды. Порядок образования военных судов, формирование состава и их компетенция регламентируется Кодексом «О судоустройстве и статусе судей» 2006 года. При осуществлении правосудия военные суды действуют на основе гражданского, уголовного и административного законодательства, как и другие суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. Военные суды Республики Беларусь рассматривают: ● дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов; ● дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, старшинами, сержантами, солдатами органов государственной безопасности; ● дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенными лицами начальствующего состава учреждений уголовно-исполнительной системы; ● все дела о шпионаже. В компетенцию межгарнизонного военного суда не входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также рассмотрение материалов об исполнении судебных постановлений – это прерогатива районных (городских) судов (ч.1 ст.31 Кодекса). Межгарнизонный военный суд (ч.2 ст.31 Кодекса): - рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные военным судам. Межгарнизонный военный суд правомочен рассматривать: - гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: по спорам военнослужащих об увольнении с военной службы, о переводах, возмещениях материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела (ст.43 ГПК); - уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего; - уголовные дела о преступлениях, из которых хотя бы одно подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных группой лиц, когда уголовное дело хотя бы в отношении одного из них подсудно межгарнизонному военному суду при невозможности выделения дела в отношении военнослужащего в отдельное производство; - уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы. Образование, состав и компетенция Белорусского военного суда аналогичны областному (Минскому городскому) суду и регламентируются Кодексом О судоустройстве и статусе судей (статьи 34-43). Военная коллегия Верховного Суда является высшим военным судом. Порядок создания военной коллегии, формирования состава и ее компетенция определяется статьями 45, 56-57 Кодекса О судоустройстве и статусе судей.  

В каждой области Республики Беларусь, городе Минске действуют соответственно областной суд, Минский городской суд, а также Белорусский военный суд.

Областной (Минский городской), Белорусский военный суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В областном (Минском городском), Белорусском военном судах образуются:

президиум суда;

судебная коллегия по гражданским делам;

судебная коллегия по уголовным делам.

При необходимости Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда в областном (Минском городском), Белорусском военном судах могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей областного (Минского городского), Белорусского военного судов устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Областной (Минский городской), Белорусский военный суды:

- рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

- могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

- осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

- изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатели областного (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет. Они являются судьями соответствующих судов.

Председатели областного (Минского городского), Белорусского военного судов:

- организуют деятельность соответствующего суда;

- распределяют обязанности между своими заместителями;

- созывают президиум соответствующего суда и председательствуют на его заседаниях;

- могут председательствовать в судебных заседаниях;

- назначают судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

- распределяют обязанности между судьями;

- осуществляет контроль за работой отделов суда, обеспечивает систематическое проведение занятий с судьями и работниками суда;

- совместно с начальником управления юстиции областного исполнительного комитета осуществляет подбор, изучение и представление в Министерство юстиции кандидатур на назначение на должность, освобождение от занимаемой должности судьи (областного, рай.(гор, межгарнизонного суда;

- ходатайствуют перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов;

- вносят в президиум соответствующего суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;

- вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

- осуществляют общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

- организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

- руководят работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;

- анализирует состояние судимости в регионе (гарнизонах), итоги работы судов и ежеквартально представляет по этим вопросам информацию в местные исполнительные и распорядительные органы, на основании этих данных планирует работу суда на полугодие;

- по результатам анализа статистических данных и обобщений судебной практики вносит представления в государственные органы, иные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний;

- осуществляет контроль за всесторонним и полным выявлением судьями причин и условий, способствующих совершению правонарушений, вынесением частных определений, их качеством, целенаправленностью, направлением копий частных определений на исполнение;

- с учетом состояния преступности в регионе (гарнизонах) планирует и организует работу судей по проведению лекций, бесед, выступлений в средствах массовой информации, другой правовой и профилактической работы;

ведут личный прием граждан, организуют работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

- обеспечивает организацию приема граждан в суде, учитывая необходимость создания обстановки внимательного и чуткого отношения к людям, их просьбам и предложениям, исключения повторного обращения граждан в суд по одному и тому же вопросу;

- регулярно организует обобщение работы по рассмотрению обращений граждан, обеспечивает выявление и устранение недостатков, причин и условий, порождающих жалобы;

- информируют Пленум Верховного Суда Республики Беларусь о практике применения судами законодательства;

- изучает и внедряет в практику работы суда передовой опыт организации работы судов Республики Беларусь, Верховного Суда;

- контролирует правильность составления отчетов о работе областного, Минского городского, Белорусского военного суда Республики Беларусь и судей этих судов;

- организует ведение судебной статистики, проверяет и несет ответственность за полноту и достоверность представленных статистических и отчетных данных, все статистические и отчетные данные направляются только за подписью председателя суда;

- обеспечивает строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводит работу, направленную на устранение потерь рабочего времени, устанавливает и утверждает правила внутреннего трудового распорядка суда и контролирует их выполнение;

- контролирует соблюдение судьями и работниками суда правил поведения, профессиональной этики и делового стиля одежды;

- обеспечивает исполнение, правильное составление и своевременное представление в Министерство юстиции проектов сметы расходов на содержание суда и финансовых отчетов.

- представляют соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Критериями оценки работы председателя суда являются профессиональное выполнение своих должностных обязанностей, качественная организация работы суда и контроль за деятельностью судей и работников суда, соблюдение норм служебной этики.

Президиум областного (Минского городского), президиум Белорусского военного судов:

рассматривают в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

утверждают по представлению председателей областного (Минского городского), Белорусского военного судов составы судебных коллегий и судебные составы соответственно областного (Минского городского), Белорусского военного судов;

рассматривают материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

заслушивают председателей судебных коллегий о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий;

осуществляют организационное руководство районными (городскими) судами;

заслушивают отчеты председателей районных (городских) судов о деятельности этих судов;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Порядок работы президиумов областного (Минского городского), Белорусского военного судов

Заседания президиумов областного (Минского городского), Белорусского военного судов проводятся по мере необходимости.

Заседание президиума считается правомочным при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и подписываются председательствующим на его заседании. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Процессуальный порядок рассмотрения президиумами областных (Минского городского), Белорусского военного судов судебных дел устанавливается законом.

Порядок обсуждения на заседании президиума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется регламентом президиума областного (Минского городского), Белорусского военного судов, принимаемым президиумом соответствующего суда по представлению председателя суда.

Составы судебных коллегий областного (Минского городского), Белорусского военного судов утверждаются их президиумами по представлению председателя суда из числа судей соответствующего суда для специализированного рассмотрения дел. Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

В судебных коллегиях областного (Минского городского), Белорусского военного судов президиумом соответствующего суда по представлению председателя суда утверждаются составы суда для коллегиального рассмотрения дел. Председатели этих судов в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии.

Судебные коллегии областного (Минского городского), Белорусского военного судов:

- рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела;

- могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

- изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: