Советско-японский Пакт о Нейтралитете

ДОГОВОР НЕЙТРАЛИТЕТА МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ЯПОНИЕЙ

Пакт о нейтралитете между Японией и Советским Союзом

(Подписан 13 апреля 1941 года)

Великая Японская Империя и Союз Советских Социалистических Республик, руководимые желанием укрепить мирные и дружественные отношения между обеими странами, решили заключить пакт о нейтралитете и договорились о нижеследующем:

Статья 1. Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой договаривающейся стороны.

Статья 2. В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.

Статья 3. Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

Статья 4. Настоящий пакт подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Токио также в возможно короткий срок.

Источник: Внешняя политика СССР, сборник документов, т. 4, М., 1946, стр. 550.

Вариант - перевод с японского

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Его Величество Император Японии, руководствующиеся желанием усилить мирные и дружественные отношения между двумя странами, решили заключить договор о нейтралитете, для этой цели они назначили своих Представителей:

От Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик -

Вячеслав Михайлович Молотов, Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный комиссар Иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик;

От Его Величество Императора Японии -

Юсуке Матсуота, Министр иностранных дел, Кавалер ордена Священного Сокровища первого Класса, и
Юшитсугу Татекава, Чрезвычайный и Полномочный посол в Союзе Советских Социалистических Республик, Генерал-Лейтенант, Кавалер ордена Восходящего Солнца первого Класса и ордена Золотого Коршуна Четвертого Класса,

которые, после обмена их верительными грамотами, найденными в должной и надлежащей форме, согласились на следующее:

Пункт 1

Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между ними и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой Стороны.

Пункт 2

Если одна из Договаривающихся сторон станет объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих сил, другая Сторона будет соблюдать нейтралитет на протяжении всего конфликта.

Пункт 3

Существующий Договор вступает в силу со дня ратификации обеими договаривающимися сторонами и остается в силе в течение пяти лет.
В случае, если никакая из Договаривающихся сторон не денонсирует Договор в год истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующиеe пять лет.

Пункт 4

Настоящий Договор подлежит ратификации как можно скорее.
Ратификационные грамоты должны быть обменены в Токио также как можно скорее.
В подтверждение этого вышеназванные Представители подписали существующий Договор в двух копиях, составили на русском и японских языках, и скрепили печатями.

10. Берлинская (Потсдамская) конференция(17 июля — 2 августа 1945 года)

Встреча в Берлине имела важнейшее политическое значение для судеб послевоенной Европы и дела мира. Она была завершающей серию конференций руководителей СССР, США и Великобритании союзных государств-членов антигитлеровской коалиции.

Следует отметить, что еще на начальном этапе войны союзники уделяли большое внимание вопросам послевоенного переустройства.

Наиболее полно и всесторонне проблемы послевоенного урегулирования обсуждались на конференциях руководителей союзных держав в Тегеране, Ялте и Потсдаме и на встречах министров иностранных дел. При этом возникали острые дискуссии, часто выявлялись разногласия в подходе к тем или иным проблемам, однако, союзникам удавалось выработать общий подход и достигать согласованных решений.

Мирное урегулирование в Европе после Второй мировой войны — это проблема будущего Германии, заключения мирных договоров с бывшими ее союзниками с решением соответствующих политических вопросов, создание Организации Объединенных Наций, призванной служить целям сохранения мира и обеспечения международной безопасности.

В своем подходе к урегулированию в Европе союзники по антигитлеровской коалиции стремились предотвратить повторение агрессии со стороны Германии, утвердить мир и безопасность на европейском континенте, добиться определения справедливых послевоенных границ, вернув порабощенным фашистской Германией странам и народам независимость и суверенитет, обеспечить народам Европы право самим определять свое будущее.

Однако, как показало дальнейшее развитие событий, советское руководство и руководители западных стран вкладывали в это совершенно противоположное содержание.

В отличии от предшествующих конференций, Берлинская проходила уже после окончания войны в Европе, когда отношения между державами принимали более сложный характер. И решение ряда вопросов зашло в тупик, а ведь предстояло принять решение о судьбе не только Германии, но Европы и мира.

Трем Великим державам предстояло решить вопросы переустройства политической жизни немцев на демократической, миролюбивой основе, разоружить Германию и заставить ее возместить материальный ущерб, нанесенный другим странам, наказать нацистских преступников, принесших неисчислимые бедствия и страдания человечеству.

Не могли остаться в стороне вопросы мирного урегулирования со странами-союзниками Германии — Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией и Финляндией, восстановления государственной самостоятельности Австрии, помощи в возрождении и развитии союзных стран – Польши и Югославии.

25 мая 1945 г. в Москву прибыл Г. Гопкинс и от имени президента США Трумэна поставил перед Советским правительством вопрос «о встрече трех». Из переписки:

И.В. Сталин писал У. Черчиллю: «Я думаю, что встреча необходима и что удобнее всего было бы устроить эту встречу в окрестностях Берлина. Это было бы, пожалуй, правильно и политически». Черчилль согласился и 17 июля 1945 г. во дворце Цецилиенхоф в пригороде Берлина Потсдаме начала свою работу конференция руководителей трех держав.

Делегации возглавляли Г. Трумэн, У. Черчиль, И.В. Сталин. С Черчиллем на конференцию прибыл лидер лейбористской партии К. Эттли, которого английский премьер-министр пригласил в целях «преемственности» на случай поражения на выборах, что и произошло и К. Эттли, ставший премьер-министром, возглавил английскую делегацию.

Потсдамская конференция рассмотрела вопросы, связанные с мирным послевоенным устройством в Европе, в том числе вопрос о порядке подписания мирных договоров с бывшими вражескими государствами. Было принято решение об учреждении Совета министров иностранных дел (СМИД) «для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию» и для обсуждения других вопросов, которые по соглашению между участвующими в Совете правительствами, могли время от времени передаваться Совету.

Министры иностранных дел Англии, СССР, США, Франции и Китая вошли в состав Совета Безопасности. Основная задача Совета была — составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Кроме того, на Совет возлагалась задача подготовки «мирного урегулирования для Германии».

Главное место в работе конференции занял германский вопрос.

Политические и экономические принципы, приемлемые при обращении с Германией, были обсуждены на конференции. Проект был представлен американской делегацией. Во время действия Потсдамской конференции было подготовлено Соглашение о дополнительных требованиях к Германии, облегчающее согласование политических и экономических принципов обращения с Германией в начальный – контрольный период.

Правительства – участники Потсдамской конференции согласились, что основные принципы в отношении Германии должны предусматривать проведение важнейших мероприятий по демилитаризации, демократизации и денацификации Германии.

В решениях конференции подчеркивалось, что «в оккупации Германия должна рассматриваться как единое целое», что «во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические и политические партии».

Союзники провозгласили, что они «не намерены уничтожить» немецкий народ, что они «намериваются дать возможность немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе».

Было решено наказать нацистских преступников, предав их Международному трибуналу. Германия обязывалась выплачивать репарации и была разделена на четыре оккупационные зоны — советскую, американскую, английскую и французскую.

Большое значение для послевоенного развития Европы имели решения союзных держав по территориальным вопросам. Гитлеровцы перекроили карту континента. Необходимо было восстановить попранную несправедливость.

Конечно, согласование позиций трех держав по вопросам послевоенного мира не могло не столкнуться с определенными трудностями. Однако, несмотря на противоречия, разногласия, различные подходы к решаемым проблемам, союзники находили общий язык, видя обширную переписку между собой, организуя встречи министров иностранных дел, личных представителей глав государств, через дипломатические каналы. Наиболее важное место в этом процессе занимали личные встречи руководителей трех союзных держав.

Но ради справедливости и в наши дни желательно не забывать о причинах противоречий между СССР и западными союзниками во время войны. «Холодная война» — тяжелый урок для человечества.

1 августа 1945 г. подписанием руководителями СССР, США, Англии Протокола и Сообщения о Потсдамской конференции трех держав завершилась Потсдамская конференция.

В первых числах августа 1945 г. основные соглашения, принятые в Потсдаме, были направлены Франции, с предложением присоединиться. Французское правительство дало принципиальное согласие. Потсдамские решение были одобрены и поддержаны другими государствами мира.

Всеобщее признание получили, выработанные в Потсдаме, демократические принципы утверждения мира и безопасности в Европе и в мире, а именно:

— главное условие безопасности в Европе – недопущение возрождения германского милитаризма и нацизма;

— межгосударственные отношения должны строиться на принципах суверенитета, национальной независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела.

Потсдамские решения явились убедительным выражением сотрудничества между великими державами, которое должно стать гарантией мира, безопасности и сотрудничества народов во всем мире после того, как отгремели военные битвы.

Несмотря на все трудности в работе конференции, она завершилась торжеством реализма.

Но уже перед началом конференции, 16 июля 1945 г., было произведено первое испытание атомной бомбы. После получения американской делегацией этого сообщения, Трумэн сказал: «Теперь мы обладаем оружием, которое не только революцинизировало военное дело, но может изменить ход истории и цивилизации». Под строжайшим секретом об этом было сообщено Черчиллю, который пришел в неописуемый восторг: «Теперь у Запада есть средство, которое восстановило соотношение сил с Россией», и стал подталкивать американскую делегацию занять более жесткую позицию, используя информацию об испытаниях атомной бомбы «в качестве аргумента в свою пользу на переговорах».

Согласно американским источникам и мемуарам Черчилля, Трумэн, информируя советскую делегацию об испытании нового оружия, даже не упомянул слова «атомное» или «ядерное». Сталин спокойно выслушал сообщение, что разочаровало как Черчилля, так и Трумэна.

Присутствовавший на совещании маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминает: «…вернувшись с заседания, Сталин в моем присутствии рассказал Молотову о состоявшемся разговоре». Молотов сказал: «Цену себе набивают». Сталин рассмеялся: «Пусть набивают». Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы». «Я понял, — писал Жуков, что речь шла об атомной бомбе».

Таким образом, Потсдамская конференция стала первой конференцией Высшего уровня, на которой, фактически, состоялся дебют ядерных вооружений в качестве политического фактора международных отношений. Началась эра ядерной дипломатии и об этом не следует забывать, потому что она продолжатся и сегодня, но уже с применением новых, более изощренных технологий.

11. Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: