Врач сказал, что мое поведение иррационально, и что мне сле-
дует сказать себе, что я вполне могу жить без этого друга, что
мне не нужна его любовь для того, чтобы выжить. Все это было
похоже на проповедников от Христианской Науки. Мне надо
было притвориться, что я не чувствую того, что чувствую. Не-
важно, что я себе говорил, я продолжал чувствовать, что не могу
жить без ушедшего друга. Теперь я понимаю, почему так про-
изошло. Я чувствовал, что старался получить от него замену не
доставшейся на мою долю отцовской любви и заботы.
Думаю, что основное отличие первичной психотерапии от
рациональной заключается во взгляде на роль философских
построений индивида в возникновении и развитии невроза.
Эллис полагает, что люди действуют в соответствии со своей
глубинной, но не осознаваемой ими философией, которую надо
довести до сознания. Первичная теория гласит, что рациона-
лизация и философия приспосабливаются ктому, как пациент
справляется с первичной болью — то есть, если человек честен
и искренен с самим собой, то у него будут честные идеи и иск-
реннее отношение к тому, что с ним происходит. Его филосо-
фия будет честна, содержательна и плодотворна.
Терапия свободы и реальной ответственности
С этой ориентированной на текущий момент, направлен -
ной на сиюминутное состояние терапией, я не согласен по са-
мой ее сути. Это лечение полностью игнорирует анамнез и ис-
торию жизни больного; мало того, последователи этой школы
считают неважным, что за плечами каждого невротика стоит его
неповторимая история, приведшая к возникновению болезни.
Терапия реальности завоевала широкую популярность именно
сейчас по двум причинам. Во-первых, она все упрощает, и по-
этому является привлекательной для тех, кто не хочет утруж-
дать себя исследованием глубин человеческой психики. Вто-
рое, и более важное обстоятельство обусловлено тем, что такая
терапия хорошо вписывается в тенденции современной меди-
цинской моды — в тот самый культурный дух времени, како-
вой и продуцирует неврозы, а именно, пропагандируя прин-






