В советской психологии разрабатывались многие аспекты, проблемы наглядно-действенного мышления. Узловые вопросы этой проблемы изучались С. Л. Рубинштейном и его сотрудниками (1946, 1958, 1960). В работах А. А. Люблинской и ее сотрудников (1948, 1966) экспериментально исследовалось наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. В исследованиях по психологии обучения, проведенных в лабораториях Н. А. Мен-чинской (1966, 1967) и Г. С. Костюка (1959, 1966), накоплен большой и разнообразный материал, позволяющий характеризовать особенности конкретного (наглядно-действенного и наглядно-образного) мышления школьника во взаимосвязях с абстрактным, словесным его мышлением. Основным достижением всех этих работ можно считать то, что в них показано, как преобразуются наглядно-практические компоненты мышления ребенка по мере формирования его отвлеченного, теоретического мышления.
Проблемы наглядного мышления применительно к глухим нашли отражение в исследованиях Р. М. Боскис (1939, 1953 1963), Ж.И.Шиф (1941), И.М.Соловьева и Ж. И. Ш'иф (1962). Многие фа«кты, характеризующие наглядно-практическое мышление глухих детей, описаны в работах -сурдопедагогов (А. И. Дьячков, 1957; С. А. Зыков, 1967, 1968; Л. А. Новоселов, 1962,1965,1970).
|
|
В зарубежных исследованиях наглядное мышление глухих детей часто рассматривается исключительно как неречевою (X. Фурт [H. Furth], 1966; Н. 0'Коннор [N. O'Connor], 1966). Такой взгляд на наглядное мышление глухих существенно препятствует правильному пониманию путей их компенсаторного развития, поскольку обучение глухих, даже при рациональном использования несловесных способов, не может строиться в отрыве от речевых воздействий на ребенка и в обход развитию его словесного мышления.