Лекция 5. Тенденция к восходящей звучности и связанные с ней процессы. Монофтонгизация дифтонгов. Образование носовых гласных (2 часа)

Тенденция к восходящей звучности как крупнейший славянский фонетический закон. Процессы, обусловленные данным законом. Утрата конечных согласных в слове, появление протетических [i, u]. Монофтонгизация дифтонгов в позиции перед согласными и в конце слова, распадение дифтонгов в позиции перед гласными. Возникновение новых чередований. Образование носовых гласных из дифтонгических сочетаний с носовыми m (n). Относительная хронология данных фонетических процессов.

Лекция 6. Изменение дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными как результат действия тенденции к восходящей звучности (2 часа).

Изменение дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными *tort, *tolt, *tert, *telt в разных славянских группах. Южнославянское «неполногласие» и восточнославянское «полногласие». Своеобразие изменения сочетания *telt у восточных славян. Исконные сочетания ра, ла.

Судьба начальных сочетаний *ort, *olt в славянских диалектах. Вопрос о влиянии интонационного ударения. Судьба сочетаний редуцированных с плавными *tъrt, *tьrt, *tъlt, *tьlt (из индоевропейских *ŭr, *ŭl, *ĭr, *ĭl). Рефлексы в отдельных славянских языках: слоговые плавные согласные в южнославянских языках, чешском и словацком; сочетания редуцированных с плавными согласными в восточнославянской группе. Изменения сочетаний *trъt, *trьt, *tlъt, *tlьt в разных славянских диалектных группах.

Лекция 7. Упрощение и диссимиляция групп согласных. Своеобразие явлений конца слова (2 часа).

Упрощение и диссимиляция групп согласных, нарушающих возрастающую звучность в слоге. Вопрос о времени и причинах изменения некоторых групп (в связи или вне связи с тенденцией к восходящей звучности). Изменения групп *dt, tt; ss; bv; ps, ds, ks; dm, tm; dn, tn, bn, pn; tl, dl.

Явления абсолютного конца слова. Результаты изменения дифтонгоидов и групп согласных в конце слова. Преобразование гласных в конечных закрытых слогах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: