Б. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

На начальном этапе формирования умения обозначать мяг­кость согласного звука с помощью мягкого знака использу­ются слова-квазиомонимы.

Примерный речевой материал: уголуголь, шест — шесть, ел — ель, брат — брать, жар — жарь, опят — опять, стал — сталь, цел — цель, вес — весь, дал — даль, жест — жесть, удар — ударь, банка — банька, галка — галь­ка, полка — полька, колко — Колька.

Вначале сравниваются слова с конечным мягким знаком. Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твер­дые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова.

Работа над словами-квазиомонимами проводится в сле­дующей последовательности (мягкий знак в конце слова).

1. Дифференциация значения слов с опорой на картин­
ки. Например, с помощью картинок уточняется значение
слов угол —- уголь.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количе­
ства звуков в словах. Составление графической схемы слов
под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и во втором
слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов (лил').

5. Прочтение слов по схеме.

Итогом этой работы является закрепление детьми прави­ла: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью 6.

Рекомендуется заучивание стихотворения Е. Измайлова "Мягкий знак":


Мягкий знак — хитрый знак. Сделать нам не так уж
Не сказать его никак. трудно,

Он не произносится, Чтоб на мель не село судно:

Но в слово часто просится. Мягкий знак перечеркнуть —
Почему у дома угол И свободен водный путь.

Превратился сразу в уголь Корабли, плывите смело!

Без пожара, просто так? Стала мель кусочком мела.

Это сделал мягкий знак.

В дальнейшем предлагаются следующие задания:

1. Поднять букву ь на слова, в которых его можно напи­
сать в конце слова. Примерные слова: дом, быль,
мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп. сон, лень, соль, дым, кровь,
бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, день, шмель, пух, сок,
рубль, дверь, зверь.

2. Дописать конечные буквы слов. Примерные сло­
ва: фасо..., соха..., ого..., касте..., буква..., дива..., песо...,
табе..., меда..., писа....

3. Записать пары слов:

был — быль, кров — кровь, кон — конь, вес — весь, мыл — мыль, цел — цель и др.

4. Добавить слог ки к названиям картинок. Записать слова.
Это задание может быть дано в нескольких вариантах.

а) На доске вывешиваются картинки с изображением од­ного и нескольких предметов (куль — кульки, хорь — хорьки, зверьзверьки, уголь — угольки, огонь — огоньки, тополь — топольки, окунь — окуньки, карамель — карамельки).

Дети сначала называют картинки с изображением одного предмета. Названия картинок записываются в столбик. За­тем детей просят назвать много предметов, но так, чтобы в конце слышалось ки (хорь — хорьки). Справа от слов-назва­ний одного предмета дети записывают через черточку сло­ва, обозначающие много предметов.

б) Детям предлагаются картинки с изображением толь­
ко одного предмета. Дети называют картинки, записывают
названия. Уточняется, что в конце слова надо писать ъ.
Далее логопед просит добавить слог ки в конце слова. Слова
со слогом ки также записываются.

в) Слова называются устно. Определяется конечный
звук— твердый или мягкий. Уточняется, что в конце слов
надо писать ь, так как конечные согласные мягкие. Слово
записывается. Затем логопед дает задание добавить слог ки в


конце слова. Дети произносят образованное таким образом слово, уточняют его значение и записывают.

5. Найти ошибку. На доске записаны слова, в некото­
рых из них пропущен 6. Детям предлагается исправить ошибки
в словах: санки, албом, палма, парта, персик, палто, мос­
ты, релсы, крылцо, писмо.

После исправления на доске дети записывают слова в тет­ради.

6. Записать названия картинок.

Примерные картинки: кость, коньки, осень, портфель, письмо, платье, семья, деревья, пальто, мальчик, дверь, лось, рысь.

7. Добавить б в середину слова. Какое слово получится?
Банка, галка, полка, горки, пенки.

Записать пары слов.

8. Выделить из предложений похожие по звучанию сло­
ва. Определить их различие. Записать слова парами.

Маше шесть лет. Около сарая шест.

Под домом появился хорь. На сцене поет хор.

Петя ел грушу. Около дома высокая ель.

У меня есть брат. Он разрешил мне брать его карандаши.

9. Диктант предложений.

Уголь положили в угол. Дождь прибил пыль. Рысь — хищный зверь. Рыбаки закинули сеть. Мы купили мебель. Кровать сто­ит около окна. У пенька выросли опять пять опят.

10. Диктанты текстов.

Наступила осень. С деревьев падают листья. Часто идет дождь. От дождя грязь. День становится короче. Птицы уле­тают в дальний путь.

В. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и

Первоначально сравнивается звучание следующих слов и слогов: мыло — Мила, мала — мяла, молол — мел, мэ — мел, му — мю.

В каждом слове выделяется первый слог. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге, называется второй звук слога. Слоги составляются из букв разрезной азбуки: на одной строчке с твердыми согласными, на дру­гой — с мягкими.




мы ма мо мэ му ми мя мё ме мю Предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Какие слоги записаны на первой строчке? (С твердыми
согласными.)

2. Подчеркните гласные в этих слогах красным мелом (каран­
дашом).

3. Какие гласные в первом ряду? (а, ы, о, э, у)

4. После каких согласных они пишутся, после твердых
или после мягких? (После твердых.) Буквы, обозначающие
гласные звуки, выписываются справа мелом.

5. Прочитайте слоги второго ряда (ми, мя, ме, мё, мю).

6. Какие согласные в этих слогах — твердые или мягкие?
(Мягкие.)

7. Подчеркните гласные, которые стоят после мягких со­
гласных. Назовите эти гласные (и, я, е, ё, ю).

8. После каких согласных пишутся эти буквы? (После
мягких согласных.) Гласные и, я, е, ё, ю выписываются справа
во второй строчке красным мелом (карандашом).

Далее дети вновь называют гласные, которые пишутся после твердых согласных (ы, а, о, э, у), и гласные, которые пишутся после мягких согласных (и, я, е, ё, ю),

Делается вывод: гласные е, ё, ю, я, и обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука.

Параллельно с дифференциацией твердых и мягких со­гласных на слух проводится работа по закреплению навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на после­дующую гласную букву.

1. Вначале закрепляется правило.

После мягких согласных пишутся гласные е, ё, ю, я, и. Поэтому, чтобы правильно прочитать согласную, надо сна­чала посмотреть, какая гласная идет после согласного.

2. Работа по таблице.

Предлагается таблица, на которой справа в два ряда на­писаны гласные, слева— прорезь, в которую продевается лента с различными согласными. Логопед вставляет соглас­ную букву в прорезь и показывает любую гласную Ученик должен составить и прочитать слоги согласной с указанной гласной.



я е ю и е

3. Чтение пар слов с ориентировкой на последующую
гласную.

а) Ученик сначала вслух называет гласную, затем слит­
но прочитывает слог, например: на: а, на; ня: я, ня.

б) Чтение слогов вслух с предварительным произнесе­
нием гласной шепотом.

в) Предлагается показать указкой гласную слога, назвать
ее про себя, после чего слитно прочитать слог.

4. Придумать слоги с твердыми согласными звуками, со­
ставить их из букв разрезной азбуки и прочитать.

5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, со­
ставить из букв разрезной азбуки и прочитать.

6. Придумать пары слогов с твердыми и мягкими соглас­
ными (ма — мя, ду — дю, во — её и т.д.). Записать слоги в
два столбика: в первый столбик — слоги с твердыми соглас­
ными, во второй столбик— слоги с мягкими согласными.
Подчеркнуть согласные мелом (карандашом) разного цвета.

7. Подобрать слова с заданным слогом. Определить,
какой согласный в слове — твердый или мягкий. Составить
слово из букв разрезной азбуки.

8. Записать под диктовку слоги с твердыми и мягкими
согласными. Прочитать их.

9. Придумать слова с твердыми звуками в начале слова.
Составить их из букв разрезной азбуки. Прочитать слова.

10. Придумать слова с мягкими звуками в начале слова.
Составить слова из букв разрезной азбуки и прочитать их.

11. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными зву­
ками с ориентировкой на последующую букву.

12. Чтение предложений, включающих слова с твердыми
и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последу­
ющую гласную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: