Предмет и система курса «Судоустройство и правоохранительные органы».
1)Проучебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо
|
|
Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах.
Организация и деятельность судебных и правоохранительных органов регулируются многочисленными нормативными правовыми актами, различными по своей правовой природе.
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов и правоохранительных органов, следует отнести нормы, устанавливающие: недопустимость применения пыток, запрет на выдачу лица другому государству, право на презумпцию невиновности, право на пересмотр осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону и др.
|
|
Среди международных договоров РФ, содержащих положения об организации и деятельности судебных и правоохранительных органов, важную роль играют:
· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН;
· Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН;
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН;
· Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы;
· Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
2) Конституция РФ 1993 г. занимает особое место среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осуществления правосудия – равенство всех перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону и т.д. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан – неприкосновенность личности и частной жизни, право на доступ к правосудию и судебную защиту и т.д. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел – недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ и т.д. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти - не прикосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов и др.
3) Федеральные конституционные и федеральные законы. В развитие конституционных положений принят ряд федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов: ФКЗ «О судебной системе РФ»; ФКЗ «О военных судах РФ»; ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ФЗ «О мировых судьях в РФ»; ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ»; Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Правовое регулирование организации и деятельность прокуратуры осуществляется ФЗ «О прокуратуре РФ».
4) Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений, акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и постановлений Правительства РФ.