Исторические этапы создания и развития традиционной формы упр-кого (служебного) Д

В законодательных актах 16 в (судебник 1547, 1550, 1589) содержатся общие правила док-тирования различных видов Д. с образованием иерархии учр-ий появ-ся иерархия Д:

Распорядительные Д – указы царя и приговоры боярской думы. Указ начинается с даты его составления и формулы «Царь государь велел указ учинити». Содержание указа состояло из 2 ч: 1 – изложение дела и доклад; 2 – действия.

В приговоре в состав преамбулы после титула царя «приговорил со всем бояры».

Грамоты – отдельный вид официального Д (частные юридические акты) выдавались великими и удельными князями, архиепископами. Для обозначения актов феодального землевладения, хозяйства.

Грамоты данные – дарственные, Г деловые – раздел недвижимого имущества, Г духовные – завещание, Г закладные о денежном займе, Г купчие, именовные – купля, раздел. Г жалованные – передача земли и недвижимости за службу.

Г фиксировали раздел имущества, купли и продажи, обмена имущества.

Отличались друг от друга по тексту, но имели опр-ные правила: - указывание имени участников сделки, - заверение, что Г пишется «своим целым умом», - разновидности Г указывались в начале «своим целым умом пишу г духовную».

Наказы составлялись при назначении на должность, начинались датой, стереотипной преамбулой «Государь велел стольнику и воеводам бытии на своей гос. службе» и далее описывались все последние действия.

Памяти «по государеву указу» далее как исполнить царский указ, выполнить поручение на месте. Вид указывался в начале. «Память на…»

Переписка: – описки (поступают в приказ от официального лица – посла, воеводы), сказки (письменное свидетельство, показания от более мелких чинов) «а сказку писал я, Ефимка своей рукой».

Была клятва верности показаний – челобитные. Начинались с обращения «царю, государю, великому князю» далее автор Д, после обозначения действия (бьет челом) рассказ о челобитчике, его заслугам перед государем, далее просьба, жалоба, к-ая заканчивается «царь государь смилуйся, пожалуй». Т.о. дьяки, подъячие строили текст Д по схеме: опр-ное начало, стереотипное изложение вопроса, заключительная часть.

Д представлял собой единый текст. Рек-ты: вид Д, автор, адресат не выделяются из текста (вступление, заключительная часть).

Рек-ты: форма столбца (XIV в.) и книги. А) столбцы – большие листы бумаги делились на 2 части (длина 45, ширина 17 см), на 3 ч (длина 34, ширина 15). Листы склеивались, место склейки – сстав. По кол-ву сставов измерялась длина столбца.

Столбец Соборного уложения имел 959 склеек (309 м в длину) в свернутом виде. Текст на 1 стороне столбца на обороте – подписи дьяка, подъячего (на обороте).

Б) Книги – описание местности, приходно-расходные книги. Рукописные книги XVII в. – сшитые тетради, по форматам в полный лист (развернутый лист 45 х 34) в четверть листа, 8 часть листа. В) развернутая часть Александрийской бумаги на к-ой писались царские грамоты.

Автор Д: официальные деловые лица (царь. Князь. Боярская Дума, имена судей), писцы-профессионалы, слободские дьячки, монахи.

Адресат – начало текста «боярину нашему князю Ивану Федорову Мстиславовичу».

В актах местного самоупр-ия губных, земских грамотах подробное адресование всех служилых чинов, сословий (коллективный автор). Особенность – они адресовались на имя царя хотя их исполнение на учр-ие.

Дата – многие ранние Д (XII в.) не датировались. Место даты постоянно. В законах, указах, приговорах, памятях – в начале текста. В актах – в конце.

Удостоверение – ранние Д не имели подписей, редкое явление – авторская подпись (указ, приговор, судебники). С развитием делопроиз-ва «припись» дьяка, «справой» подъячего. «Справа» - соотв-вие беловика черновика и правильности оф-ния. «Припись» на обороте Д по слову, слогу на каждой ставе, а кончалась на лицевой стороне листа в последней строке текста. Свое имя дьяк писал мелким шрифтом, а крупными буквами слова «дьяк писал от себя титул Великого князя».

Печать в X в. – с изображением родовых знаков Рюриковичей. XII в. изображение Святого, имя к-ого носил князь. XIV в. исчезает анонимность. На печати надпись с именем, титулом князя. XVI, XVII в. – 2 печати большая и малая, дополнительные изображения, надписи.

Материал печати – металл (золото, серебро), воск (черный, желтый, красный), смола. С конца XVII в. – сургучные печати. В конце XVII в – прикладные печати. Печатями ведали печатники, Министерство «печатный приказ».

Помета (резолюция) пространна, в ней объяснялось кто Д слушал. Какое решение принято. Если Д-ту не требовались дальнейшие действия с ним применялись пометы «взять подписку к отпуску». Дьяк писал на обороте сверху или на лицевой стороне в левом нижнем углу.

Отметки на Д: а) о времени отправления, б) указание имени подъячего, переписав Д набело, в) о секретности Д «написано о тайных делах».

Формуляр служебного Д XVIII в.

формы и виды Д. Введение в 1649 гербовой бумаги, утверждено 3 образца гербовой бумаги разной стоимости. Изображение герба разных размеров (большое, Среднее, меньшее клеймо). Под клеймом указывалась стоимость бумаги, а с 1760 г. год выпуска бумаги.

Отменены столбцы.

Реформы Петра I повлияли на док-тирование деят-ти учр-ий, активизировалась законодательная деят-ть. С 1689 по 1725 = 3 тыс. нормативных Д. От коллегиального упр-ия до его замены Павлом I единоличным, идея всех законов централизация. В этот период – большое кол-во новых Д, старые виды получили новые названия.

Законодательные и распорядительные акты представлены: Указами, протоколы, резолюциями, приговорами и регламентами.

Переписка оформлялась несколькими видами Д. Сообщения нижестоящего учр-ия вышестоящему оформлялось рапортом. Вышестоящее учр-ие или должностное лицо посылали требование. Сообщение одного учр-ия другому, не связанное с подчиненностью называлось введением. Челобитные назывались прошениями (до 1680).

Новые Д: Патент, свидетельство о чине, сане, воинском звании. Диплом (Д, удостоверяющий принадлежность лица к дворянскому сословию). Грамота сохранилась как Д, обращенный к иностранным государствам. Изобразительная док-тация (ландкарты = чертежи государства).

Вместо приказных, расходных книг появ-ся приходно-расходные книги с балансовой формой, учетные Д приобретают табличную форму.

В условиях антифеодализма появились прелесные письма (прокламации).

С 1792 – метрические записи (книги – недельные ведомости о родившихся, умерших).

Рек-ты:

1720 – Генеральный регламент, установивший нормы док-тирования. В XVIII в. – составление Д по типовым формам (диплом, патент, прошения.).

Каждый вид Д в XVIII в. имел большое число устойчивых формулировок, словосочетаний. Наличие арабских цифр и язык служебного Д близок к лит-рному.

К началу XVIII в. каждый рек-т приобрел самостоятельное значение. Занимал постоянное место в формуляре, его оф-ние и расположение определялось нормативными актами.

Автор Д – 1741 указ «Форма о титулах» какой титул употребляется в разных видах Д (в указах автор после наименования вида Д).

В 18 в автор отделялся от текста. Автор указывался 2 раза – в подписи при указании должности и в начале текста вслед за обозначением адресата.

Адресат - в 1700 указ «о не подаче просьб мимо присутственных мест государю кроме великих иностранных дел.» Д (по вопросам гос-нной важности) должны адресоваться в конкретное учр-ие на имя государя. Это требование законов 1762 и 1765.

Адресат пишется в отдельную стоку над текстом виде заголовка (в гос бергколегию). Наряду с должностью указ-ся титул.

Дата – в начале, конце текста или в одну строку с ним (июля 27 1708 году).

Середина XVIII в. дата отделена от текста, пишется под текстом с левой стороны.

Дата получения, рег-ии по верхнему полю Д на лицевой стороне.

Удостоверение Д – оф-ние состава удостоверения изменяется.

Все Д от указа до челобитной имели авторскую подпись. Стремясь повысить ответственность за принимаемые решения подписывались протоколы всеми членами комитета.

Секретарям, дьякам запрещалось удостоверять Д.

Кроме подписи каждый Д имел скрепу секретаря, что способствовало правильности составления Д, его соответствии закону.

Указом 1701 запрещалось подписывать уничижительными именами. (вместо Ивашки Иван).

В состав подписи Д, направленного царю входила формулировка «раб твой».

В состав подписи входили имя, фамилия, должность, чин (граф, князь).

Печать (большая и малая) на гос большой печати изображался 2-главый орел с всадником в груди. На маленькой – вместо всадника Андреевский крест и буквы ЦИВКПАПВР.

При вступлении на престол нового царя изготавливалась новая печать – на городских печатях гербы городов. На печатях частных лиц герб дворянского рода или надпись, указывающая на принадлежность печати.

Резолюция – типа «разрешить, отклонить, утвердить или к делу».

Отметки на Д: а) о получении Д после подписи, даты, у левого поля или по верхнему полю, б) о рассмотрении Д, в) о хар-ре пересылки Д, г) заверительные отметки, д) рег-ые (входящий № в левой верхней части лицевой стороны, исходящий №

посередине листа. Над или под адресатом).

Формуляр служебного Д XIX - начало XX вв.

Докуметирование регламентировалось законами «общего учр-ия министерств». Происходит строгая регламентация содержания и оф-ния Д.

Д, создаваемые на разных уровнях упр-ия (манифесты, указы, повеления, мнения).

Д, оформляемые отношения помещиков с крестьянами (увольнительные акты).

Появление телеграммы, телефонограммы и стенограммы.

Делопроизв-венные Д по хар-ру составления: 1. внутренние (докладные записки, справки, отчеты, журналы заседаний).

Новые виды Д – уставы и положения.

2. Переписка – Д. посылаемые лицами др. учр-иям и лицам. (предложения, сообщения, отношения, уведомления, рапорт).

3. просительские Д (жалобы, прошения и отзывы).

4. акты. Их виды и порядок изложения или засвидетельствования представлены в «законах гражданских».

В целях облегчения процесса составления Д создаются: трафаретные тексты, унифицированы отдельные фразы; типовые тексты (на их основе строили тексты аналогичного содержания). Начинается процесс ун-ции Д, но Д очень длинные и архаичные по стр-ре.

Автор Д авторами могли стать учр-ия (коллективный автор). В левом верхнем углу.

С 30 г. XIX в. – появились бланковые надписи. Писались от руки или изготавливались типографским способом.

Бланки были 2-х видов: один – общий (наименование учр-ия, вед.); должностной (с указанием штатной должности).

Дата Д: в манифестах – перед подписью; в именных указах – после подписи; в мнениях госсовета – указывались заголовки; в письмах – дата отдельной строкой внизу Д с левой стороны в бланке Д после наименования стр-рного учр-ия.

Имелись даты получения рег-ии, даты резолюции, направления на исполнение.

Адресат Д на сношениях, прошениях, жалобах, отзывах.

Если Д адресован конкретному должностному лицу указывался его титул.

Всеобщее употребление конвертов с 1 четверти XIX в. На них повторяли адресат.

Удостоверение Д – правила подписания Д определялись для каждого вида: манифесты имели подписи царя; справки, сведения, записки подписывались теми, кем составлялись; особое внимание на оф-ние выписок и копий. В конце их указывали кто подписал подлинник.

Заверяли копии должностные лица (верно: вице-директор). Употреблялись 3 гос печати.

Нек-ые Д утверждались: а) отметка об утверждении, б) в конце текста Д.

Резолюции - имели конкретные указания по решению вопросов.

Для Д важное значение имели особые отметки. Они подчеркивали степень важности Д («нужное, секретное» на правой стороне 1-ой страницы Д).

Отметки фиксировали дату поступления, рег-ии и оф-ния Д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: