18 Составьте схему:
19 Составьте схему:
20 Подберите понятие к данным дефинициям:
1. «Физическое лицо, состоящее на службе в органах прокуратуры, исполняющее должностные обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» или приказом вышестоящего прокурора».
2. «Работник прокуратуры, имеющий классный чин (воинское звание – в военной прокуратуре), а также стажер прокуратуры».
3. «Лицо, состоящее в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником (секретарь, заведующий канцелярией и т.д.)».
ТЕСТ
1 Выберите наиболее точное определение.
Прокуратура Республики Беларусь – это:
1) государственный орган, производящий расследование преступлений в случаях, предусмотренных законодательными актами.
2) государственный орган, поддерживающий государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел.
3) единая и централизованная система органов, осуществляющих контроль за исполнением и применением на территории Республики Беларусь законов и иных нормативных правовых актов.
4) единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
5) государственный орган, рассматривающий в установленном порядке заявления и жалобы граждан, организаций.
2 Задачи, выполняемые прокуратурой, определены в:
1) декретах и указах Президента Республики Беларусь;
2) постановлениях Совета Министров Республики Беларусь;
3) Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»;
4) положении о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь;
5) Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», иных нормативных правовых актах.
3 Одним из направлений деятельности прокуратуры является:
1) консультирование физических и юридических лиц по правовым вопросам;
2) осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
3) участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддержание государственного обвинения по уголовным делам, участие в административном процессе;
4) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов;
5) толкование правовых норм и разъяснение действующего законодательства.
4 Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:
1) законность, демократизм, гуманизм, единство и централизация;
2) социальная справедливость, неотвратимость ответственности;
3) презумпция невиновности, обеспечение обвиняемому права на защиту;
4) законность, равенство всех граждан перед законом, независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласность, обязательность исполнения требований прокурора;
5) публичность, взаимодействие с судами, обеспечение защиты прав и свобод граждан.
5 Прокурорским работникам не запрещается:
1) заниматься политической деятельностью;
2) заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью;
3) оказывать платные юридические услуги;
4) заниматься предпринимательской деятельностью;
5) совмещать службу в органах прокуратуры с работой в учреждениях и организациях.
6 Предметом надзора за исполнением законодательства является:
1) законность нахождения лиц в местах содержания под стражей, в учреждениях, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениях, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера;
2) обеспечение защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств;
3) точное и единообразное исполнение нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
4) соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях;
5) точное и единообразное исполнение законов при расследовании преступлений.
7 При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор вправе:
1) отменить незаконное и необоснованное постановление следователя, дознавателя;
2) участвовать в судебном разбирательстве гражданского дела по первой инстанции;
3) требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов;
4) знакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания;
5) участвовать в судебном разбирательстве гражданского дела в кассационном порядке.
8 При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе:
1) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;
2) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей;
3) вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
4) вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
5) требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей проведения проверок, ревизий и экспертиз.
9 Протест прокурора или его заместителя подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем:
1) в десятидневный срок;
2) в месячный срок;
3) в трехмесячный срок;
4) безотлагательно;
5) в трехдневный срок.
10 Представление прокурора или его заместителя подлежит рассмотрению:
1) в месячный срок;
2) в трехмесячный срок;
3) в десятидневный срок;
4) в трехдневный срок;
5) безотлагательно.
11 О каком акте прокурорского надзора идет речь: «акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности»?
1) предписание;
2) постановление;
3) представление;
4) официальное предупреждение;
5) протест.
12 Предписание прокурора или его заместителя подлежит исполнению:
1) безотлагательно;
2) в месячный срок;
3) в десятидневный срок;
4) в трехдневный срок;
5) в трехмесячный срок.
13 О каком акте прокурорского надзора идет речь: «… выносится прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено»?
1) протест;
2) официальное предупреждение;
3) предписание;
4) представление;
5) постановление.
14 О каком акте прокурорского надзора идет речь: «…содержит требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и вносится в государственный орган или должностному лицу, правомочным их устранить и принять меры к устранению способствующих им причин и условий»?
1) протест;
2) официальное предупреждение;
3) предписание;
4) представление;
5) постановление.
15 Осуществляя надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор:
1) разрабатывает обязательные для исполнения специальные правила и инструкции, регламентирующие производство предварительного расследования уголовных дел;
2) по предъявлении служебного удостоверения входит на территорию и в помещение поднадзорных органов и организаций, вправе иметь доступ к их документам;
3) санкционирует производство допроса, очной ставки и других следственных действий;
4) проверяет законность исполнения приговоров, определений и постановлений по уголовным делам;
5) разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие, отменяет незаконные и необоснованные постановления этих лиц.
16 Продолжите фразу: «письменное обращение прокурора к следователю, органу дознания или дознавателю о необходимости выполнения ими тех или иных процессуальных действий, обязательное для исполнения – это …»:
1) официальное предупреждение;
2) протест;
3) представление;
4) постановление;
5) указание.
17 Осуществляя надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор санкционирует:
1) производство допроса и очной ставки;
2) поручение следователя органу дознания;
3) заключение лица под стражу;
4) возбуждение уголовного дела;
5) назначение и производство экспертизы для установления причин смерти, степени и тяжести телесных повреждений.
18 При осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении прокурор:
1) выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении судьи;
2) участвует в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке;
3) вызывает секретаря судебного заседания по поводу неполноты составленного им протокола судебного заседания и требует от него объяснений;
4) истребует от судьи декларацию об источниках доходов;
5) приостанавливает исполнение постановления судьи.
19 В уголовном процессе прокурор в суде первой инстанции выступает в качестве:
1) частного обвинителя;
2) общественного обвинителя;
3) государственного обвинителя;
4) представителя органов прокуратуры;
5) юридически заинтересованного в исходе дела лица.
20 Одной из форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве является:
1) поддержание частного обвинения;
2) поддержание государственного обвинения;
3) дача заключения о законности решения суда;
4) дача заключения по существу рассматриваемого дела;
5) предъявление иска или подача заявления в суд.
21 Вставьте пропущенное слово: «В суде … инстанции прокурор поддерживает принесенный протест, высказывает мнение о законности и обоснованности поданных жалоб, а также о законности и обоснованности приговора, решения»:
1) апелляционной;
2) надзорной;
3) вышестоящей;
4) кассационной;
5) первой.
22 Назовите прокурора, который не обладает правом принесения протеста в порядке надзора:
1) Генеральный прокурор Республики Беларусь;
2) заместитель Белорусского военного прокурора;
3) прокурор г. Минска;
4) прокурор Центрального района г. Гомеля;
5) Белорусский транспортный прокурор.
23 При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор не имеет право:
1) требовать от должностных лиц устранения нарушений прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;
2) смягчить назначенное судом первой инстанции наказание;
3) посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности;
4) проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
5) знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены.
24 Систему органов прокуратуры Республики Беларусь образует совокупность подчиненных Генеральному прокурору органов прокуратуры, организованная в соответствии с:
1) административно-территориальным устройством;
2) приказами Генерального прокурора Республики Беларусь;
3) специализацией;
4) административно-территориальным устройством и специализацией;
5) задачами и направлениями деятельности прокуратуры.
25 Система военных прокуратур Республики Беларусь включает:
1) Белорусскую военную прокуратуру, межгарнизонные военные прокуратуры, военную прокуратуру по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь, военную прокуратуру по надзору за законностью в частях военно-воздушных сил;
2) Белорусскую военную прокуратуру, военные прокуратуры регионов, прокуратуру по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь;
3) Белорусскую военную прокуратуру, военные прокуратуры гарнизонов, прокуратуру по надзору за законностью в пограничных войсках Республики Беларусь;
4) республиканскую военную прокуратуру, военные прокуратуры гарнизонов, прокуратуру по надзору за законностью на Государственной границе;
5) республиканскую военную прокуратуру, межгарнизонные военные прокуратуры, прокуратуру по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь.
26 Систему транспортных прокуратур в Республике Беларусь образуют:
1) Белорусская транспортная прокуратура, транспортные прокуратуры районов и городов;
2) Белорусская транспортная прокуратура, транспортные прокуратуры городов и областей;
3) республиканская транспортная прокуратура, транспортные прокуратуры городов Минска, Витебска, Пинска, Жлобина, Полоцка;
4) Белорусская транспортная прокуратура, транспортные прокуратуры городов Минска, Могилева, Бреста, Гродно, Гомеля, Барановичи и Орши;
5) республиканская транспортная прокуратура, транспортные прокуратуры городов и областей.
27 Под термином «прокурор» в Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» понимается:
1) прокурорские работники и работники прокуратуры;
2) Генеральный прокурор Республики Беларусь и все нижестоящие прокуроры;
3) Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители, прокуроры областей, районов в городах, городов, межрайонные прокуроры, их заместители;
4) Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры, а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные, транспортные и межгарнизонные военные прокуроры;
5) Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры.
28 На должность прокурорского работника может быть назначено лицо, если оно:
1) ранее совершило преступление;
2) обладает необходимыми профессиональными и моральными качествами;
3) является гражданином иностранного государства;
4) признано в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
5) имеет заболевание, которое в соответствии с медицинским заключением препятствует исполнению служебных обязанностей.
29 Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность:
1) Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;
2) Президентом Республики Беларусь;
3) Национальным Собранием Республики Беларусь;
4) Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь;
5) Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
30 Выберите должностное лицо, которое Генеральный прокурор Республики Беларусь не назначает на должность:
1) прокурор Брестской области;
2) Белорусский военный прокурор и Белорусский транспортный прокурор, их заместители;
3) прокурор Слуцкого района, Мозырский межрайпрокурор;
4) начальник Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Прокуратуры Республики Беларусь;
5) следователь прокуратуры Центрального района г.Минска.