Районный (городской) суд возглавляет председатель суда, который назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.
На должность председателя суда назначается наиболее мумифицированный судья, имеющий большой профессиональный опыт работы в суде. Его полномочия закреплены в ст. 22 (закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ.». Их можно разделить на две группы: 1) полномочия по осуществлению правосудия; 2) полномочия по организации работы в суде.
Полномочия председателя районного (городского) суда по осуществлению правосудия состоят в том, что он либо единолично рассматривает дела, которые законом отнесены к единоличной юрисдикции судьи, либо председательствует, если дело рассматривает коллегия судей в составе профессионального судьи (в данном случае председателя суда) и двух народных заседателей. При этом председатель суда осуществляет функции судьи по конкретному делу в таком объеме, в котором их осуществлял бы любой судья районного (городского) суда.
Полномочия по организации работы в суде у председателя районного (городского) суда довольно обширны. В его компетенцию входит распределять обязанности между судьями, что означает определять, какой судья будет рассматривать конкретное дело, материалы о котором поступили в суд. На практике выработано несколько подходов к распределению обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел, в основе которых лежат следующие принципы: 1.территориальный, когда определенный судья рассматривает все дела, возникающие на закрепленной за ним территорией. 2.функциональный, когда в суде сущ. специализация судей по рассмотрению дел. 3.территориально-функциональный, когда каждый судья рассм. только гражданское либо только уголовное дело на закреплённой за ним территорией. 4. персональный.
67. Прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений
К судебным решениям относятся все виды судебных документов, которые выносит суд или судья по окончательным или промежуточным результатам рассмотрения дела. По уголовным делам выносятся приговоры, определения, постановления, по гражданским и хозяйственным делам решения, постановления, определения. По дела об административных правонарушениях - постановления и определения. Прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью этих судебных актов, а также следить за соблюдением законности при их исполнении.
Право принесения протеста на вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения, постановления принадлежит:
-Генеральному прокурору Республики Беларусь и ею заместителям - на решения, приговоры, определения и постановления любого суда (судьи) Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
- прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам, их заместителям - на решения, приговори определения и постановления районного (городского) и приравненного к ним суда (судьи); на определение судебной коллегии соответствующего областного, Минского городского суда. рассматривающей дело в кассационном порядке; на решения, определения и постановления хозяйственного суда, кроме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Протест на постановление судьи по делам об административных правонарушениях может быть принесен прокурором района (города), межрайонным и приравненным к ним прокури рам, вышестоящим прокурором и их заместителями.
Право принесения протеста на судебные акты в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.