Предмет и система курса

Данный курс изучает сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а также некоторых негосударственных образованиях, при­званных содействовать такого рода деятельности. Курс знакомит с системой правоохранительных органов, принци­пами их организации, устройства, а также задачами и целями деятельности, с историей их становления и развития.

Курс ранее назывался по-разному: «Организация суда и прокуратуры», «Судоустройство», «Суд и права судей». С 1988 года в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы». Тем самым была подчеркнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. Это позволит рассмотреть в данном курсе все правоохранительные органы, расширить предмет изуче­ния, наполнить его конкретным содержанием, что будет способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов, способных успешно работать в любом правоохранительном органе. В новом учебном плане его назвали «Судоустройство и прокурорский надзор».

Предметом изучения данного курса являются и нормы ряда отраслей права, в которых закреплено устройство правоохранительных органов, их компетенция.

Курс излагается в определенной системе. Он состоит из «общих положений», в которые включены основные понятия, предмет и система, источники права, относящи­еся к правоохранительным органам, судебная власть в Республике Беларусь, конституционные принципы органи­зации судов и осуществления правосудия.

«Особенная часть» включает в себя судебную систе­му Республики Беларусь, правовой статус судей, государ­ственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности.

3. Связь курса с другими

юридическими дисциплинами

«Судоустройство и прокурорский надзор» является одним из вводных предметов, дающих исходные сведения о правоохранительной деятельности, государственных органах и иных учреждениях, осуществляющих эту деятель­ность. Этот курс тесно связан с другими учебными дисциплинами.

Наиболее тесная связь курса с конституционным правом, которое является базовым для правоохранитель­ной деятельности. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный конт­роль, правосудие, прокурорский надзор. В конституцион­ном праве формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия право­охранительных органов.

Много точек соприкосновения имеет данный курс с административным правом, которое изучает деятельность органов государственного управления. Кроме того, правоохранительные органы в своей деятельности широко применяют нормы административного права.

Курс находится в тесной связи с такими отраслями права, как гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовно-процессуальное право, кото­рые регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют порядок досудебного производства. Уголовно-процессуальное право устанавливает права участников процесса, порядок обжа­лования незаконных действий должностных лиц, допущен­ные при расследовании и судебном разбирательстве дел.

Уголовное и гражданское право широко применяются в деятельности правоохранительных органов при разре­шении заявлений и сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел и их рассмотрении в судах, при решении вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного правонарушением.

Такие отрасли права, как земельное, водное, воздушное, таможенное, также связаны с деятельностью правоохранитель­ных органов, которые используют их при разрешении земельных споров, при расследовании преступлений, совершенных на водном или воздушном транспорте, при пересечении границы.

Правоохранительная деятельность опирается на на­учные рекомендации криминологии и судебной статисти­ки. Криминология разрабатывает методику изучения преступности и рекомендует меры ее профилактики.

Курс тесно связан с курсом «Прокурорский надзор», в котором определяются формы и методы осуществления прокурорского надзора за законностью в деятельности правоохранительных органов.

Связь данного курса с другими юридическими дисцип­линами способствует более глубокому пониманию роли правоохранительных органов в осуществлении в государ­стве правоохранительной функции.

5.Концепция судебно-правовой реформы. Парламентом Республики Беларусь 23 апреля 1992г. принята Концепция судебно-правовой реформы, в которой определены пути преобразования правоохранительной системы в Республике Беларусь. Верховный Совет постановил, что главными целями судебно-правовой реформы являются:

1. создание правовой системы, способной обеспечить функ­ционирование правового государства;

2.утверждение самостоятельной и независимой судебной вла­сти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; 3.воплощение в законодательстве демократических принци­пов организации и деятельности правоохранительных орга­нов, отвечающих общепризнанным нормам международного праваи научным рекомендациям.

Особое внимание в Концепции судебно-правовой ре­формы уделено вопросам, связанным с реорганизацией судеб­ной системы.

Некоторые положения Концепции судебно-правовой реформы реализованы в нормативно-правовых актах. Среди них основополагающими является Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь», принятый 13. 01.1995. В последующем в этот закон вносились изменения и дополнения, связанные, главным образом, с приня­тием на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года из­менении и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года. Приняты и другие нормативно-правовые акты, ка­сающиеся прокуратуры, адвокатуры, органов юстиции, развивающие положения Концепции. Одним словом, было стремление к её реализации. Однако ввиду недостаточной обоснованности некоторых положений, зафиксированных в Концепции, и отсюда объективной невозможности или нецелесообразности их применения, встал вопрос, в каком направлении далее развивать

законодательство о суде и правосудии.

Первый съезд судей Республики Беларусь, который проходил 5 декабря 1997г., принял Резолюцию, в которой поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами разработать предложения по пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и приведению ее в соответствиес Конституцией Республики Беларусь.

Вряд ли такое решение согласуется со сложившейся правовой ситуацией.

Верховный Совет Республики Беларусь весьма неопределённо высказался в отношении значимости принимаемой им Концепции. Он постановил: «Считать проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных в Концепции, одним из важнейших направлений деятельности всех органов государственной власти и управле­ния. Более конкретный ее статус не определен. С одной стороны, это можно рассматривать как дефект, поскольку создается впечатление, что не все решения парламента подлежат исполнению. А с другой, такая гибкая оценка ее роли дает возможность проводить реформу законодательства невзирая на ее конкретные положения. Так или иначе, но нельзя не считаться с тем фактом, что Верховный Совет Республики Беларусь сам обеспечил недолговечность Концепции судебно-правовой реформы.

И все же роль ее существенна. Конкретный смысл Концепции судебно-правовой реформы состоит в том, что она имеет не столько юридическое, сколько политическое значение. В ней подведены итоги деятельности белорусского советского суда, адвокатуры, прокуратуры, органов предварительного расследования преступлений и заложено желание белорусского народа самостоятельно совершенствовать и развивать свою на­циональную юридическую практику. Вносить изменения в Кон­цепцию судебно-правовой реформы, а тем более приводить ее в соответствие с ныне действующей Конституцией, бессмыслен­но. Концепция - это не закон, не нормативно-правовой акт, а план, программа стратегического развития правоохранительной системы. И естественно, в ходе ее реализации отступления неизбежны. Концепция судебно-правовой реформы выполнила свою историческую миссию. Реформу законодательства надо проводить в соответствии с Конституцией, без строгого следования тому, что было отражено в Концепции судебно-правовой реформы относительно перспектив развития правоохранитель­ной системы.

Концепция судебно-правовой реформы принималась на этапе обновления белорусской государственности, в период, когда замыслы были столь грандиозны, что иного содержания Концепции и нельзя было предполагать. Она органически впле­талась и характер деятельности органов политической власти тех лег. Отыскать новые закономерности в обществе и адекват­но отразить их в законодательстве - актуальная задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: