Правоохранительная функция государства

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в целом.

В реализации функций государства проявляется та роль, которую оно играет в решении вопросов развития общества и удовлетворения интересов населения страны. Функции государства зависят от задач, стоящих перед ним. На том или ином эта­пе его развития (война, экономический кризис и т.д.) одни функции государства выдвигаются на передний план, другие, хотя и действуют, но остаются как бы в тени.

Одной из постоянных функций государства является правоохранительная функция, которая состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюде­ния законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами.

Правоохранительная функция государства реализуется органами законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый из государственных органов участвует в осуществлении этой функции в пределах своих полномочий, опреде­ленных в законодательстве. Вместе с тем из системы государственных органов можно выделить такие государственные орга­ны, которые как бы специально созданы для осуществления правоохранительной функции. Их принято именовать правоохранительными органами. Понятие "правоохранительные орга­ны" сложилось на практике и им широко оперируют в разного рода документах.

Правоохранительные органы образуют самостоятельную группу органов государства, которые имеют схожие задачи: 1) Восстановление нарушенного права; 2) наказание правонарушителей; З) профилактика правонарушений. Эти задачи достигаются благодаря реализации каждым из правоохранительных органов своих специфических функций, к которым относятся функции: конституционного контроля, правосудия, прокурор­ского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, оказания юридической помощи, предупреждения преступлений. Для выполнения этих функций государством учреждаются соответствующие органы. Например, для осуществления правосу­дия образуются суды, прокурорского надзора — прокуратура, оказания юридической помощи — адвокатура и т.д. В своей совокупности эти функции образуют стержень правоохранитель­ной функции государства, которая в целом может быть реализо­вана усилиями всех государственных органов, т.е. органов зако­нодательной, исполнительной и судебной властей.

Приоритетное место в системе правоохранительных ор­ганов занимают суды. На них возложена функция правосудия. Именно суды предназначены для окончательного разрешения юридических конфликтов, которые возникают в государстве. Суд, как орган судебной власти, по сравнению с другими пра­воохранительными органами, имеет возможность значительно в большей мере охранять право. Судам принадлежит особый ста­тус в государстве. Их деятельность в законодательстве довольно подробно регламентирована, а полномочия четко очерчены. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность суда. Реше­ния любого суда подлежат обязательному исполнению. Функ­ции прокурорского надзора, расследования преступлений, ока­зания юридической помощи предназначены для содействия су­ду в реализации правосудия. В этом смысле они носят вспомо­гательный характер.

Понятие "правоохранительные органы" стало широко употребляться с 80-х гг. XX в. Вопрос о том, относится ли суд к правоохранительным органам, не возникла. Однако в последние годы он стал обсуждаться не только в юридической литературе, но и получил соответствующее отражение в законодательстве России, где, например, в ст. 72 Конституции содержится выра­жение "кадры судебных и правоохранительных органов", а так­же в самом названии Федеральною закона от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоох­ранительных органов и контролирующих органов". По-видимому, исключение судов из системы правоохранительных органов связано с желанием придать, суду особую организаци­онную и функциональную автономность от других органов.

Однако принцип независимости суда при осуществлении правосудия не будет ущемлен даже тогда, когда органы прокурорского надзора, расследования преступлений и защиты по уголов­ным делам будут структурно организованы при судах, посколь­ку перед каждым их них стоят разные задачи и используются разные методы деятельности.

Путем разрешения юридических конфликтов суды охра­няют права и законные интересы. Более того, они являются те­ми органами, которые олицетворяют охрану права. Возможно, в законодательстве, чтобы выделить суды, как органы судебной власти, от иных правоохранительных органов, которые не обла­дают функцией правосудия, следовало бы использовать такую формулировку: "суды и иные правоохранительные органы".

Таким образом, хотя правоохранительную функцию го­сударства осуществляют все государственные органы, именно судам как органам, предназначенным для окончательного раз­решения юридических конфликтов, принадлежит главенствую­щая роль. Выяснение вопросов, связанных с организацией и структурой судов, входящих в судебную систему государства, имеет важное значение, поскольку от них в конечном итоге за­висит качество функционирования всей правовой системы в государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: