Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Председателю XV Ассамблеи Лиги наций Саидлеру

15 сентября 1934 г. Господии Председатель,

Советское Правительство получило телеграмму, подписанную значительным числом членов Лиги наций, а именно: Юж-

* См. док. Лэ 274. ** См. также док. № 332, 341. *** См. т. XI, док. J& 273.


но-Африканскнм Союзом, Албанией, Австралией, Австрией, Великобританией, Болгарией, Канадой, Чили, Китаем. Испанией, Эстонией. Эфиопией, Францией. Грецией, Гаити, Венгрией. Индией. Ираком. Италией. Латвией, Литвой. Мексикой, Новой Зеландией, Персией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Турцией, Уругваем и Югославией, в которой они, подчеркивая как то, что задача Лиги наций состоит в организации мира, так н то. что это требует общего сотрудничества в указанном деле всех народов, приглашают Союз ССР вступить в Лигу наций н принести ей свое сотрудничество. Одновременно Советское Правительство было официально извещено правительствами Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции об их благоприятном отношении ко вступлению Союза ССР в Лигу.

Советское Правительство, которое поставило главной задачей своей внешней политики организацию и укрепление мира н никогда не оставалось глухим к предложениям международного сотрудничества в интересах мира, принимая во внимание, что, поскольку полученное нм приглашение исходит от подавляющего большинства членов Лиги, это приглашение выражает действительное желание мира со стороны Лиги наций и признание ими необходимости сотрудничества с Союзом ССР. готово ответить иа него и стать членом Лиги наций, заняв в ней подобающее ему место, принять на себя соблюдение всех международных обязательств и всех решении, связующих членов согласно статье 1 Статута.

Советское Правительство особенно радо вступить в Лигу в тот момент, когда ею рассматривается вопрос об изменении Статута в целях согласования его с пактом Бриана—Кел-лога * и полного объявления международной войны вне закона.

Поскольку статьи 12 и 13 Статута предоставляют на усмотрение государств передачу споров на третейское или судебное разрешение, Советское Правительство полагает необходимым уточнить, что, по его мнению, подобный порядок не может применяться к конфликтам, относящимся к вопросам, возникшим до его вступления в Лигу.

Позволяю себе высказать надежду, что настоящее заявление будет принято всеми членами Лиги в том же духе искреннего желания международного сотрудничества и обеспечения мира всем нациям, в каком оно было сделано.

Благоволите принять и пр.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Л1. Литвинов

Лечат, по арх. Опубл. в 'Сборнике действующих договоров...», вып. VIII, AI., 1935, стр. 36—37.

* См. т. XI, док. № 298.


В упоминаемой телеграмме от 15 сентября 1934 г. говорилось:

«Нижеподписавшиеся делегаты на XV Ассамблее Лиги наций от нижеперечисленных стран:

Южно-Африканского Союза, Албании, Австралии, Австрии, Великобритании, Болгарии, Канады, Чили, Китая, Испании. Эстонии, Эфиопии, Франции, Греции, Гаити, Венгрии, Индии, Ирака, Италии. Латвии, Литвы. Мексики, Новой Зеландии, Персии, Польши, Румынии, Чехословакии, Турции. Уругвая и Югославии,

считая, что задача поддержания и организации мира, являющаяся основной целью Лиги наций, требует сотрудничества всех государств,

приглашают Союз ССР вступить в Лигу нации и принести ей свое ценное сотрудничество.

Настоящая телеграмма сообщена Председателю Ассамблеи Лиги наций.

Эрик X. Лог/, Лек Курти, С. М. Брюс, Е. Бергер, Антона Идеи, К. Батолов, Р. Б. Беннет, Мануэль Ривас-Викуна, Го Тай-чи, Де Мадариага, Ю. Сельямаа, Текле Хаварьяте, Луи Барту, Д. Максимос, С. Майар, Г. Танчос, Денис Брай, Нури Сайд, Алоизи, В. Мунтерс, С. Лозорайтис, Ф. Кастилло Нахера, С. И. Парр, Б. Козе ми. Бек, И. Титулеску, Эдуард Бенеих, Тев-фик Рюштю, А- Гуани, Боголюб Ефтач».

В письме главы шведской делегации на XV Ассамблее Лиги наций Председателю Совета Лиги наций Бенешу от 15 сентября 1934 г. указывалось:

«Господин Председатель,

Имею честь, в согласии с главами датской, финляндской и норвежской делегаций, довести до сведения Вашего Превосходительства, что правительства Данин, Финляндии, Норвегии и Швецнн сегодня подтвердили обычным дипломатическим путем Советскому Правительству свои решения голосовать за вступление Союза ССР в Лигу нации.

Считаю нужным добавить, что соответствующие делегации были бы уполномочены присоединиться к приглашению, имеющему такую цель, в том случае, если бы подобное приглашение могло быть сделано самой Ассамблеей.

Благоволите принять и пр.

Рихард Сандлер»

Решение Совета Лиги наций от 15 сентября 1934 г. о предоставлении СССР постоянного места в Совете

«Совет,

получив сообщение о письме Союза Советских Социалистических Республик, адресованном 15 сентября 1934 г. Пред-


седателю Ассамблеи Лиги наций н касающемся вхождения этого государства в Лигу наций,

назначает на основании полномочии, которыми он пользуется по статье 4-й пакта Лиги наций, Союз Советских Социалистических Республик постоянным членом Совета с того момента, как решение о его принятии в Лигу будет вынесено Ассамблеей,

рекомендует Ассамблее одобрить это решение» *.

Решение Ассамблеи Лиги наций от 18 сентября 1934 г. о принятии СССР в Лигу наций

«1. Собрание постановляет принять Союз Советских Социалистических Республик в Лигу нлций.

2. Собрание одобряет предложение, сделанное Советом в его резолюции от 15 сентября 1934 года, относительно включения Союза Советских Социалистических Республик в Совет в качестве постоянного члена»**.

332. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Финляндии Н. Г. Позднякову

15 сентября 1934 г.

Уважаемый товарищ.

1. Признания Ирье-Коскинена, о которых телеграфировал т. Штейн ***, подтверждают наши худшие выводы и предположения относительно степени н размеров враждебной нам пропаганды в Финляндии. После получения сообщения великих держав****, и в частности Англии, о их положительном отношении к вступлению СССР в Лигу нации, Финляндии ничего другого не оставалось, как тоже дать на это согласие. Вместе с тем, однако, финляндское правительство, поддержанное всеми буржуазными партиями, включая социал-демократов, решило после нашего вступления в Лигу наций поставить там вопрос о Восточной Карелии *****. Таким образом, вступление наше в Лигу откроет новый период конфликтов с Финляндией.

* Эта резолюция принята единогласно при 3 воздержавшихся (Аргентина, Португалия. Панэмаи см. газ. «'Известия», 17 сентября 1934 г.

** Против этого решения голосовали Голландия, Португалия и Швейцария (см. «Leaque of Nations. Official Supplement», N 122, Geneva, October, 1934, p. 18).

*** См. дек. M 329. **** См. док. № 290, 292, 303. ***** См. до*..Ne 341.

59 Î


2. 13 сентября итальянский посол Аттолнко информировал меня, на основании сообщении итальянского посланника в Гельсингфорсе Тамаро, что на недавних маневрах в Восточной Финляндии было несколько японских офицеров. Хаксель говорил как-то при случае Тамаро, что на зимних маневрах тоже будут японские офицеры, ибо-де Япония интересуется вообще зимними методами военной работы. Одновременно Тамаро сообщает, что, по дошедшим до него сведениям, в нескольких внутренних центрах Финляндии обосновались японские купцы с целью организации разведывательной сети в Финляндии, направленной против нас.

3. Все изложенное требует усиления нашей бдительности. Полпредство должно по всем линиям развивать максимум инициативы и энергии для выявления форм враждебной нам работы в Финляндии и, в частности, для выявления японской работы.

Прошу Вас обратить на все это самое серьезное внимание. С товарищеским приветом

С том он я ков

Печат. по арх.

333. Обмен йотами между Правительством СССР и Правительством Албании об установлении дипломатических отношений *

I. НОТА ВРЕМЕННОГО ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ СССР

В ИТАЛИИ ПОВЕРЕННОМУ В ДЕЛАХ АЛБАНИИ В ИТАЛИИ

Рим, 17 сентября 1934 е.

Господин Поверенный в Делах,

По распоряжению моего Правительства я имею честь уведомить Вас, что Правительство Союза ССР решило установить с момента этого обмена нотами нормальные дипломатические и консульские отношения с Албанией и приступить к установлению дипломатического представительства.

Правительство Союза ССР твердо надеется, что установленные таким образом между обоими нашими народами отношения будут способствовать поддержанию их дружественных отношений н всеобщего мира.

Благоволите принять и пр.

[Временный Поверенный в Делах СССР в Италии]

* См. также т. VII, док. № 209.


2. НОТА

ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ АЛБАНИИ В ИТАЛИИ ВРЕМЕННОМУ ПОВЕРЕННОМУ В ДЕЛАХ СССР В ИТАЛИИ

Рим, 17 сентября 1934 г.

Господин Поверенный в Делах,

По распоряжению моего Правительства я имею честь уведомить Вас, что Албанское Правительство решило установить с момента этого обмена нотами нормальные дипломатические и консульские отношения с Союзом ССР и приступить к установлению дипломатического представительства.

Албанское Правительство твердо надеется, что установленные таким образом между нашими двумя народами отношения будут способствовать поддержанию их дружественных отношений и всеобщего мира.

Благоволите принять и пр.

[Поверенный в Делах Албании в Италии]

Печат. по арх. Опубл. в гСборнаке дей-пвучзишх договоров,..», вып. VIII, Л1., 1935, стр. 3—4.

334. Речь Председателя советской делегации M. M. Литвинова на XV Ассамблее Лиги наций

IS сентября 1934 г.

Я Вам искренне благодарен, г-н председатель, за весьма любезные слова приветствия, которыми Вы встретили первое появление здесь делегации Советского Союза. Эту благодарность я распространяю н на все те делегации, по приглашению и вследствие голосования которых мы сюда явились. Я считаю также своим приятным долгом с благодарностью отметить инициативу французского правительства, активно поддержанную правительствами Великобритании н Италии, и искренние усилия, сделанные для осуществления этой инициативы французской делегацией и лично уважаемым министром иностранных дел Французской республики г. Барту и председателем Совета доктором Бенешем.

Советский Союз н Лига наций

Господни председатель, господа! Пригласительная телеграмма на имя моего правительства и голосования Совета и Ассамблеи* доказывают, что все делегации за ничтожным исключением отдают себе отчет в том значении, которое имеет появление в этой зале делегации Советского государства, и в благотворных последствиях, которые оно должно иметь. Зна-

* См. док. №33i.


чение это определяется не только формальным актом нашего

вступления в Лигу-, но и той обстановкой, в которой это происходит, и той эволюцией взаимоотношений Советского правительства с Лигой наций, которая предшествовала нашему вступлению, На этой эволюции я хотел бы кратко остановиться, если даже и придется мне сделать — хочу надеяться, в последний раз — небольшую экскурсию в область не совсем приятного прошлого, тем более, что и в другом месте касались этого прошлого.

Вступление в Лигу лишь на 15-м году ее существования одного из крупнейших государств мира требует, несомненно, некоторого объяснения, Я буду говорить с той прямотой и откровенностью и в то же время искренностью, в которых мне не откажут многие из вас, знающих меня, и которые, я убежден, будут лишь содействовать нашему взаимопониманию и дальнейшему сотрудничеству.

Мы представляем здесь новое государство, новое не в географическом смысле, а в смысле его внешнего облика, его внутренней политической и социальной структуры и содержания его стремлений и идеалов. Появление на исторической арене всякой новой формы государства всегда встречалось с враждебностью со стороны остальных, старых государственных формаций. Нет ничего удивительного в том, что появление нового. Советского государства с радикально отличным от всего до сих пор известного социально-политическим режимом натолкнулось на особенно интенсивную внешнюю враждебность, которую проявили буквально все почти государства мира.

Эта враждебность была не только теоретической, идейной, но нашла выражение даже в военных действиях, носивших характер извне организованных длительных попыток вмешательства во внутренние дела нового государства с целью вернуть его на старые рельсы. В то время, когда образовывалась Лига наннй для прокламирования организации мира, народам нашего Союза не дано еще было пользоваться благами мира. Они вынуждены были еще долго с оружием в руках отстаивать свой внутренний покой, свое право на самоопределение и свою внешнюю независимость. Но даже с прекращением наиболее крайних форм вмешательства в дела нашего государства не прекратилась враждебность окружающего мира в самых различных формах н степенях.

Представляется совершенно понятным, что взаимоотношения между Советским государством и Лигой наций не могли быть иными, чем между ним и государствами, входившими в Лигу. Более того, народы Советского Союза, естественно, опасались, что эти государства, объединившись в Лигу, придадут своей враждебности к Советскому Союзу коллективные выражения, объединив свою антисоветскую деятельность.


Вряд ли можно отрицать, что в то время и даже значительно позднее находились государственные люди, которые действительно икели в виду такие коллективные действия или по крайней мере мечтали о них. Они, с одной стороны, недооценивали сопротивляемость внутренних сил нового государства, а с дрчтои стороны, переоценивали ту гармонию политических и экономических интересов остальных государств, которую в их представлении должна была воплощать Лига. Они еще продолжали верить, что последняя мировая война должна неизбежно быть последней войной и что порядок, ею установленный, абсолютно незыблем, и даже отвергали возможность покушений на его насильственное изменение.

Они мечтали об установлении хотя бы временного мира, который отнюдь не распространялся бы. однако, на новое. Советское государство. История последнего десятилетня, история самой Лиги наций, усложнившиеся международные противоречия, затянувшийся экономический кризис и, наконец, история развития Советского государства показали совершенную утопичность подобных тенденций и мечтании, и мы счастливы сегодня констатировать, что носителей подобных утопии и сторонников игнорирования и изолирования Советского Союза мы, к счастью, не встречаем среди государственных людей с широкими политическими горизонтами, среди представителей более или менее значительных государств, определяющих международную жизнь, реалистически мыслящих и понимающих требования времени, а разве что среди провинциальных политиков с ограниченным кругозором мелкого прихода, которые не в состоянии подняться выше своих мелких политических страстей н больших предрассудков н которые черпают свое знание стран и народов из самых мутных источников. Мы можем лишь пожалеть таких людей и пожелать им скорейшего просветления и обращения к более надежным источникам информации. Я пользуюсь случаем, чтобы выразить твердое убеждение, что тем временем Лига наций позаботится о том, чтобы такие люди не имели касательства к делам, задевающим интересы Советского государства, когда будет требоваться беспристрастное суждение и хотя бы элементарное понимание мировых событии.

Я уже указывал, каковым было отношение Советского Союза к Лиге наций при ее возникновении и на первых стадиях ее развития н причины этого отношения. Я должен к этому откровенно добавить, что Советское правительство не могло бы солидаризироваться со всеми решениями Лиги тогдашнего времени и что, если бы мы участвовали в составлении Устава Лиги, мы против некоторых его пунктов возражали бы.

Вчастности, мы возражали бы против предусмотренной статьями 12 и 15 легализации в некоторых случаях войны, и


мною поэтому отмечено в письме от 15 сентября наше удовлетворение предложением об изменении этих пунктов Устава *. Мы далее возражали бы против статьи 22 о системе мандатов. Мы считаем также пробелом отсутствие в статье 23 обязательства расового равноправия. Все это, однако, не имело столь существенного значения, чтобы удерживать Советский Союз от вхождения в Лигу, тем более, что всякий новый член, вступающий в организацию, может быть морально ответственный лишь за те решения, которые были приняты с его участием и с его согласия.

СССР — великий союз народов

Далее для разъяснения наших позиций я хочу отметить, что сама по себе идея объединения наций ничего принципиально неприемлемого для Советского государства и его идеологии не представляет. Советский Союз сам по себе есть Лига наций в лучшем смысле этого слова. Он объединяет 185 народностей, среди них 13 численностью не менее 1 миллиона каждая, н такие нации, например, как Россия, Украина, насчитывающие каждая десятки миллионов людей.

Я беру на себя смелость утверждать, что никогда и нигде народности не сосуществовали так мирно в рамках единого государства, не развивались так свободно в культурном отношении, не пользовались такой свободой национальной культуры вообще и языка в частности. Ни в одной другой стране не преследуется и не искореняется так решительно проявление расовых н национальных предрассудков, как это имеет место в Советском Союзе. В смысле равенства прав в Союзе нет ни национальных большннств, ни национальных меньшинств, ибо ни одна народность ни в теории, ни на практике не имеет меньших прав и меньших возможностей развития культурного и экономического, чем другая.

Ожило и стало вновь развиваться множество народностей, которые казались уже обреченными на полную гибель. Ибо речь идет о территории, где до возникновения советского режима все народности, кроме господствовавшей русской, насильственно подавлялись и угнетались. Ныне периодическая печать Советского Союза выходит на 50 языках. Национальная политика Советского правительства и ее результаты нашли должную оценку со стороны не только дружественно, но даже и враждебно настроенных к Советскому Союзу люден, которые.посещали наше государство и изучали на месте национальный вопрос.

Конечно, все народности нашего Союза объединены общим политическим и экономическим режимом, общим стремлением

* См. док. te 331.


к единому идеалу, в достижении которого они между собой соревнуются, Но Советское государство отнюдь не исключало возможности той или иной формы сотрудничества с государствами и иного режима, иной политической и социальной структуры для достижения общих целей.

Предпосылками для этого оно считало: во-первых, предоставление каждому государству возможности сохранения своего государственного, если можно так выразиться, лица с усвоенной им социально-экономической системой, иначе говоря, взаимное невмешательство во внутренние дела объединившихся государств, и, во-вторых, наличие общих целей.

О первой предпосылке, под которой мы разумеем мирное сосуществование социально-политических систем на данном историческом отрезке времени, мы не раз говорили на международных конференциях и мы за нее вели борьбу. Мы добились еще раньше включения ее в некоторые постановления и резолюции этих конференций.

Необходимо было, однако, дальнейшее развитие событии, чтобы этот принцип пробил себе дорогу и к более широкому признанию. Окончательным признанием этого принципа можно считать приглашение и принятие СССР в Лигу наций. Мы входим в эту Лигу сегодня как представители новой социально-экономической системы государства, не отказываясь ни от каких особенностей этого государства и сохраняя полностью свое лнио, как сохраняют его остальные государства, здесь представленные.

Что касается общих целен, то во многих областях они были уже и раньше найдены. Общественные деятели, ученые, артисты Советского государства давно уже благотворно сотрудничают с представителями других государств индивидуально и в организованном порядке во всех областях науки и культуры, а также по разрешению проблем гуманитарного характера.

Сотрудничество Советского Союза с другими государствами в рамках Лиги наций оказывалось уже раньше желательным и возможным и в экономической области. Советские делегации участвовали в комитете по изучению пан-Европы*, занимавшемся преимущественно экономическими вопросами, в обеих экономических конференциях ** и в других, менее обширных конференциях и совещаниях. Здесь уместно напомнить, что на всех этих совещаниях советские делегации выступали с предложениями, имевшими целью возможное устранение хаоса в международных экономических отношениях и выявление общих всем государствам интересов.

* См. т. XIV, дох. № 27, 39, 118. ** См. т. XVI, док. Л'е 178, 179, 187.


Не отказывалось Советское правительство и от сотрудничества политического характера, когда от этого сотрудничества можно было ожидать смягчения международных противоречий и увеличения гарантии безопасности и упрочения мира. Мне достаточно напомнить об активном участии советской делегации в Подготовительной комиссии конференции по разоружению и в самой конференции, где делегация от имени Советского правительства изъявила готовность на любые степени разоружения, выступая с далеко идущими в сторону обеспечения мира предложениями, из которых некоторые получили широкое международное признание и даже применение. Я при этом не без гордости вспоминаю советское определение агрессии*, легшее теперь в основу множества международных актов.

Нужна была, однако, одна большая доминирующая общая цель, которая показала бы наглядно и с неоспоримой убедительностью всем народам, в том числе и народам Советского Союза, целесообразность и даже необходимость более тесного сотрудничества Советского Союза с Лигой наций. вплоть до вхождения Союза в Лигу. Выявлению такой цели особенно способствовали события последних двух-трех лет.

Тридцать делегаций Ассамблеи, составляющих большинство членов Лиги, представляющих все крупные и сколы;о-нибудь значительные государства, в своем обращении к Советскому правительству заявили, что миссией Лиги является организация мира и что для успеха этой миссии требуется сотрудничество Советского Союза.

Они знали, что государство, к которому они обращаются, в течение 17 лет своего существования не щадило усилий для установления наилучших добрососедских отношений со всеки своими соседями на прочных основах для сближения со всеми государствами, которые этого хотели, и благодаря этому стало могучим фактором международного мира.

Со своей стороны Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями международной жизни, не могло не заметить усиливающуюся активность s Лиге наций государств, заинтересованных в сохранении мира и в борьбе с агрессивными воинственными элементами. Более того, оно заметило, что **ти агрессивные элементы сами считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это не могло не оказать влияния на отношение Советского правительства к Лиге наций в его поисках дальнейших путей к той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу.

* См. т. XVîr док, jSfs 32.


Организация мира и организация войны

Организация мира! Можно ли думать о более обширной, более возвышенной и в то же время более конкретной и неотложной задаче для сотрудничества всех народов. Слова, употребляемые для политических лозунгов, имеют свою молодость и старость; они от частого употребления без практического применения изнашиваются и начинают терять свою действенность. Их надо тогда обновлять и наполнять новым содержанием. Слова «организация мира» должны звучать теперь иначе и иметь другое содержание, чем 12—15 лет тому назад. Война тогда многим в Лиге наций казалась Еесьма отдаленной теоретической возможностью, с предупреждением которой можно не спешить. Ныне война должна всем представляться гсозной опасностью завтрашнего дня. Ныне орга-низаиим мира, для которой еще.сделано очень мало, противостоит весьма активная организация войны. Если прежде многие верили, что дух войны может быть изгнан заклинаниями, резолюциями, декларациями, то ныне все знают, что носители идеи войны, открытые возвестники перекраивания мечом политической карты Европы и Азии, не спасуют перед бумажными препятствиями. Члены Лиги наций знают это по опыту.

Перед нами теперь стоит задача предупредить войну более эффективными средствами. К более эффективным средствам нас толкает также и безуспешность конференции гго разоружению, на которую раньше возлагалось столько надежд. При этом мы должны усвоить себе ту несомненную истину, что при современном сложном переплете политических и экономических интересов ни одна более или менее значительная война не может быть локализована и что любая война при любом исходе окажется только началом серии других войн. Мы должны также сказать себе, что любая война рано или поздно принесет несчастие всем странам как участвующим, так и не участвующим в войне. Не должен быть забыт урок мировой войны, последствия которой испытывают до сих пор как воевазшие, так и нейтральные страны. Обеднение всего мира, понижение жизненного уровня всех категорий труда, и физического и умственного, безработица, при которой никто не уверен в завтрашнем дне, не говоря уже об упадке культурных ценностей, о возвращении некоторых стран к идеям средневековья,—вот последствия мировой войны, которые чувствительно иегтытываются еще через 16 лет после ее окончания.

Мы должны, наконец, окончательно признать то положение, что никакая война с политическими или экономическими целями не может восстановить так называемую историческую справедливость, а только создать вместо одних несправедли-


востей другие, и, может быть, еще более резкие, и что каждый новый мирный трактат неизбежно несет в себе зародыши новых войн. Далее мы не должны упускать из вида происходящий на наших глазах новый рост вооружений, причем особенные опасения вызывает не столько их количественный, сколько качественный рост, с его колоссальным увеличением потенциала разрушения. Достаточно указать на быстрое завоевание воздушной войной равноправия с сухопутной и морской войной.

СССР боролся и будет впредь бороться

за мир

Господа! Я не считаю настоящее мое выступление подходящим для детального развития мыслей об эффективных средствах предупреждения надвигающихся и открыто возвещаемых войн. Одно для меня ясно,— что мир и безопасность не могут быть организованы на зыбкой почве словесных обещаний и деклараций. Декларация миролюбия, повторенная хотя сто раз, не может внушить народам чувство безопасности, и в особенности там, где имеются основания ожидать агрессин или где накануне говорилось и писалось о завоевательной воине во всех направлениях, к которой ведется н идейная, и материальная подготовка. Требуются более существенные гарантии безопасности, чем декларации. Мы должны установить, как правило, что любое государство для обеспечения или укрепления своей безопасности вправе требовать от близких и дальних соседей гарантии этой безопасности и что подобное требование не должно почитаться выражением недоверия. Правительства с чистой совестью и действительно свободные от всяких агрессивных помыслов не могут отказать в замене деклараций более эффективными гарантиями, распространяющимися на них же самих и долженствующими дать и им полное чувство безопасности.

Господа! Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги наций по организации мира. Я, может быть, больше, чем кто-либо из вас, сознаю ограниченность этих средств. Я знаю, что Лига нации не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов весьма многое может быть сделано, и в каждый данный момент, для максимального уменьшения шансов воины. Но это является достаточно почетной и благородной задачей, осуществление которой принесет неисчислимые блага человечеству.

Над этой задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования. От-


ныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге. В этой предстоящей нам с вами общей работе, я уверен, будет мощно чувствоваться воля 160-миллионного государства к миру, к миру для себя и других государств. И, наблюдая благотворные результаты этого притока свежих сил в общее дело обеспечения мира, я уверен, мы с вами всегда с большим удовлетворением будем вспоминать нынешнюю дату, которая займет почетное место в анналах Лиги.

Печат. по газ «Известия*

Л! 221 (5469), 29 сентября 1934 г.

335. Письмо врио Народного Комиссара Ииостраиных Дел СССР H. H. Крестииского и заведующего Правовым отделом НКИД СССР А. В. Сабанииа Временному Поверенному в Делах СССР во Франции М. И. Розеибергу

19 сентября 1934 г.

13 сентября 1934 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил: «Поручить НКИД уведомить административный Совет Института интеллектуального сотрудничества о назначении постоянного представителя Союза ССР при институте в лице Полномочного представителя СССР во Франции или иного лица из состава этого Полномочного представительства по его указанию».

Ввиду изложенного прошу Вас предпринять необходимые формальности по выполнению постановления СНК и сообщить о производстве Вами соответствующего уведомления, а также о том, кто персонально будет являться постоянным представителем 25Э.

Врио Народного Комиссара по Иностранным Делам

Крестинский

Зав. Правовым отделом

Сабанин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: