Как это выглядит у нас

Структура подразделений, отвечающих за рекламу и маркетинг, определяется в общих чертах той тактикой, которую производитель избрал в продвижении своего товара, то есть наличием или отсутствием брендинга.

Типичный российский вариант: производитель имеет в структуре управления рекламный отдел и отдел эмиссаров, которые выдвигаются на новые рынки, заключают там договоры, начинают «крутить рекламу».

При этом в рекламном отделе или отделе рекламы, который, как правило, входит в структуру службы маркетинга наряду с отделом сбыта, функции сотрудников распределены по видам – наружная реклама, телевидение, газеты, POS-материалы. И часто каждый проводит на своем участке свою, самостоятельную рекламную политику. Достижением считается, когда товарный знак все-таки присутствует на всех рекламной продукции. На небольшом предприятии рекламный отдел может состоять из одного—двух сотрудников, которые по мере сил занимаются всем подряд. И в том, и в другом случае рекламное, да и маркетинговое поведение фирмы на рынке выглядит как кампания по латанию дыр: информационных и товарных.

Возьмем одного из крупных новосибирских производителей напитков различной крепости. Структура: заместитель генерального директора по маркетингу имеет в своем подчинении отделы маркетинга, рекламы, фирменной торговли и продаж, кроме того, ему, а не отделу маркетинга или рекламы, подчиняется отдел дизайна, при котором существует совет по упаковке. Кстати, по сути это подчинение формально. Фактически последнее «добро» на дизайнерские разработки ставит только генеральный.

Поведение на рынке: рекламная кампания основывается на сведениях, поступающих из отделов маркетинга, фирменной торговли и продаж (сбыта). И является, таким образом, кампанией по поддержанию интереса к тому или иному товару, но не к бренду в целом. То есть если плохо идет пиво, начинается кампания по пиву, если «тормозит» лимонад, начинается реклама лимонада. Плюс сезонные кампании: прохладительное – летом, горячительное – зимой, шампанское – к праздникам.

Таким образом, брендинг практически отсутствует. Парадоксальность ситуации заключается в том, что предприятие имеет торговую марку с громадным потенциалом успешности: в ее основе очень удачный товарный знак, в свое время предприятию удалось при смене названия сохранить в сознании потребителя представление о себе как о крупнейшем производителе напитков. Имея такую основу и приложив некоторые усилия, можно было бы выстроить не только региональный, но и национальный бренд. На практике же мы видим разрозненные рекламные кампании, не работающие на строительство торговой марки.

Другой производитель, работая в этой же товарной нише, проводит совершенно другую политику, ближе подойдя к брендингу как таковому. Уделяя известное внимание различным товарным группам – минеральные воды, сладкие газированные напитки, крепкие напитки, основные усилия предприятие сосредоточило на продвижении именно торговой марки. Товарный знак, находящийся в ее основе, обладает достаточной рекламоспособностью, но к сожалению, не отвечает требованиям охраноспособности. Таким образом производитель очутился в ситуации, когда зарегистрированным и охраняемым может стать лишь графическое начертание названия, а не само название. Однако несмотря на такие сложности, а возможно, благодаря им, строительство бренда идет правильным путем. Приложив немало трудов для создания графически чистого товарного знака, который теперь удобно использовать для любой рекламной продукции, производитель сделал именно его, товарный знак, то есть по сути имя предприятия, центральным образом всей рекламной продукции.

Здесь мы вплотную подошли тому, как неправильный образ может работать против бренда. В лучшем случае в результате такой работы бренд просто не продвигается, в худшем – ваша реклама может начать продвигать бренд конкурента. Откуда рождается образ? Все оттуда же – от понимания, к каким эмоциональным и рациональным представлениям потребителя стоит обращаться, чтобы образ, действующий в рекламе, связался в потребительском сознании с вашим брендом. И если, к примеру, ваш посыл к потребителю формулируется как «наш продукт – залог веселья и бодрости» (просьба понять правильно, формулируется не буквально этими словами поперек рекламного щита, а невербальными средствами рекламы), то веселый клоун, к примеру, будет подходящим образом, а сосредоточенный скрипач – менее подходящим.

Поясним на примере: создавая очередную серию рекламных роликов к новогодним праздникам ВИНАП, видимо, решил внушить своим потребителям, что его напитки – это хорошее настроение. Кроме тог, есть предположение, была задача обращения к патриотическим чувствам (ВИНАП – наш производитель), а также напомнить о качестве. Для достижения этих целей был придуман ход – известные в Новосибирске (патриотизм) джазовые исполнители качественно и весело исполняют небольшие импровизации, которые дарит нам ВИНАП – каждый ролик венчала фраза, появляющаяся на экране и произнесенная диктором, о том, что ВИНАП поздравляет с Новым годом. И все было бы ничего, но проблема в том, что у конкурента по рынку «Сибирского бальзама» есть в ассортименте продукт под названием «Водка «Сибирский диксиленд». И есть одноименный коллектив в Новосибирской филармонии. Который, совершенно логично, и был использован в свое время «Сибирским бальзамом» в качестве образа для продвижения товара на рынок. Кроме того, у «Бальзама» с «Диксилендом» вообще плотное сотрудничество, коллектив – обязательный участник всех мероприятий производителя. Таким образом, не учтя этих фактов ВИНАП сделал рекламу не себе, а прямому конкуренту.

Еще об образах и еще о ВИНАПе (все-таки это один из самых крупных рекламодателей Новосибирска, поэтому именно его кампании и его промахи – самые заметные). Две последние серии роликов по продвижению минеральной воды и пива направлены на абсолютно разные целевые группы потребителей, используют разные слоганы («На все случаи жажды» и «Не бросай товарища»), но при этом построены по единому шаблону и используют одни и те же образы двух больших джентльменов. Видимо, таким образом сделана попытка объединить продукцию под единым брендом и продвигать как раз его – ВИНАП. В этом случае реклама не работает на конкурента, но и на «хозяина» тоже работает слабо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: