Если проанализировать наши обычные желания, то мы обнаружим, по Меньшей
мере. одну общую, объединяющую их характеристику. Я говорю здесь о том, что
эти желания предстают перед нами не как цель, но скорее как средство
достижения некой цели. Человек желает заработать побольше денег, чтобы
купить новый автомобиль. В свою очередь, автомобиль он хочет купить для
того, чтобы не чувствовать себя "хуже" соседа, который недавно купил новый
автомобиль, то есть для того, чтобы сохранить самоуважение, уважение и
любовь окружающих. Взявшись за анализ человеческих желаний (я имею в виду
осознанные желания), мы очень скоро обнаружим, что за каждым из них стоит
какое-то другое, более фундаментальное желание, которое правильнее было бы
назвать целью или ценностью. Другими словами, при анализе человеческих
желаний мы сталкиваемся с той же ситуацией, что и при анализе
психопатологической симптоматики. Изучение симптомов? крайне полезное
занятие, но всегда следует помнить, что нас интересует не симптом сам по
себе, а его значение, его причины и последствия. Изучение отдельного
симптома почти бессмысленно, но анализ общей динамики симптомов полезен и
плодотворен, потому что только на основании такого анализа мы можем
поставить правильный диагноз и назначить курс лечения. Так же и отдельно
взятое желание интересно нам не само по себе, а только в связи с конечной
целью, проявляющейся в нем, в связи с его потаенным смыслом, подоплекой,
вскрываемыми только посредством глубинного анализа.
Глубинный анализ тем и хорош, что всегда подразумевает существование
некой личностной цели, или потребности, глубже которых уже ничего нет,
удовлетворение которых само по себе является целью. Характерная особенность
этих потребностей состоит в том, что они, как правило, не обнаруживают себя
непосредственно, а выступают скорее как своеобразный концептуальный источник
множества специфических, осознаваемых желаний. Другими словами, именно эти
базовые цели и стремления должны быть главным предметом исследования
человеческой мотивации.
Все вышеизложенное заставляет нас сформулировать одно очень важное
требование, которое необходимо учитывать при построении мотивационной
теории. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нам
придется иметь дело с очень сложной проблемой? с проблемой
бессознательного. Изучение только сознательной мотивации, даже самое
тщательное, оставляет за рамками рассмотрения очень многие человеческие
мотивы, которые не менее, а, быть может, и более важны, чем те, что
представлены в сознании. Психоанализ неоднократно демонстрировал нам, что
связь между осознаваемым желанием и лежащей в его основе базовой
неосознаваемой целью не обязательно прямолинейна. Эта взаимосвязь может быть
даже отрицательной, как это бывает в случае реактивных образований. Таким
образом, мы должны признать, что отрицание роли бессознательного делает
невозможным построение теории мотивации.