В нашем распоряжении имеется достаточно антропологических данных,
указывающих на то, что люди гораздо меньше отличаются друг от друга в своих
фундаментальных потребностях, нежели в повседневных, осознаваемых желаниях.
В пользу этого утверждения говорит тот факт, что представители разных
культур прибегают к разным, порой совершенно противоположным способам
удовлетворения одной и той же потребности, например, потребности в
самоуважении. В одной культуре для удовлетворения этой потребности человеку
нужно стать удачливым охотником, в другой? хорошим врачом, в третьей?
отважным воином, в четвертой? быть эмоционально сдержанным человеком и т.д.
и т.п. Очевидно, что стремление стать удачливым охотником и стремление стать
хорошим врачом служат достижению одной и той же фундаментальной, конечной
цели. Поэтому при классификации эти два несоизмеримых на первый взгляд
желания логичнее было бы объединить в рамках одной категории, игнорируя
крайнюю несхожесть их поведенческих проявлений. Очевидно, что цель гораздо
более универсальна, чем средства достижения этой цели, потому что средства
обязательно подвержены влияниям конкретных особенностей культуры, традиций и
стереотипов.