Рассмотрение голода в качестве парадигмы, в качестве модели прочих
мотивационных состояний в корне неверно как с точки зрения теории, так и в
практическом смысле. Стоит задуматься поглубже, и становится очевидно, что
голод? скорее специфический, нежели общий, тип мотивации. По сравнению с
другими мотивациями голод более "изолирован" (я употребляю это слово в том
же значении, в каком его употребляли гештальт-психологи и гольдштейнианцы);
он не столь генерализован, как другие мотивации; и наконец, в отличие от
других мотиваций, он имеет под собой всем известную соматическую основу, что
вообще-то достаточно необычно для мотивации. Какие мотивы чаще всего движут
человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить какой-нибудь
день из своей жизни, восстановить в памяти мысли, одолевавшие вас. и
желания, руководившие вами на протяжении этого дня. Скорее всего, в
результате подобного интроспективного анализа вы придете к выводу, что
большинство ваших желаний было связано с приобретением одежды или нового
автомобиля, с потребностью в дружеском участии, в компании, похвале,
престиже и тому подобных вещах. Обычно мы относим эти потребности к разряду
вторичных, или культуральных, в отличие от "истинных", или первичных
потребностей, которые мы называем физиологическими нуждами. Но на самом-то
деле именно эти потребности более существенны для нас, более естественны.
Поэтому в поисках парадигмы логичнее было бы обратиться не к голоду, а к
какой-нибудь из этих потребностей.
Долгое время бытовало мнение, что все потребности построены по образцу
первичных нужд, что культуральные потребности ведут себя точно так же, как
физиологические. Но сегодня мы можем с полной уверенностью утверждать, что
это не так. Большую часть человеческих потребностей невозможно изолировать,
подавляющее большинство из них не; имеет локальной соматической основы.
Практически ни одна из потребностей не возникает обособленно, в отрыве от
других. (Если человек хочет заработать денег, это вовсе не означает, что его
радует шорох купюр и звон монет.) Почему бы нам не взять за образец
мотивации потребность такого рода, хотя бы ту же потребность в деньгах?
Вместо того, чтобы исследовать "чистое" физиологическое состояние или,
вернее, некую парциальную потребность, например, голод, было бы правильнее
углубиться в изучение потребностей более фундаментальных, вроде потребности
в любви. Сегодня, основываясь на имеющихся данных, я могу со всей
уверенностью заявить, что, сколь бы велики ни были наши знания о голоде, они
нисколько не помогут нам в понимании стремления к любви. Я возьму на себя
смелость утверждать, что глубокое познание потребности в любви может дать
нам гораздо больше для понимания мотивации как таковой (и в том числе
потребности в пище), чем непосредственное изучение голода.
В данной связи уместно вспомнить критическое отношение
гештальт-психологии к понятию простоты. Потребность в пище, на первый взгляд
куда как более простая, чем потребность в любви, на самом деле не столь
проста (160). Иллюзия простоты возникает при выборочном рассмотрении
отдельных, изолированных, относительно самостоятельных проявлений и
процессов. Но даже и в таком случае рано или поздно мы обнаружим, что
по-настоящему важные процессы в обязательном порядке динамически
взаимосвязаны со всем тем, что важно для человека в целом. Однако, если так,
то имеет ли смысл принимать за образцы потребности, столь далекие от
комплексного отражения целостности индивидуума? Может быть, причина столь
большого интереса науки к потребности в пище состоит в том, что эта
потребность легче других поддается исследованию с помощью знакомых
инструментов, традиционных (но не обязательно точных) методик, которые
изолируют, редуцируют, обособляют ее? И все-таки, если уж выбирать, какие
проблемы подлежат исследованию в первую очередь? тривиальные, но легко
разрешаемые, или же сложно постижимые, но чрезвычайно важные,? то я бы
отдал предпочтение последним.