К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации

Большая часть того. что мы знаем о мотивации на сегодняшний день,

почерпнута из наблюдений психотерапевтов за своими пациентами, а вовсе не из

специальных исследований психологов. К большому сожалению, эти наблюдения

психотерапевтов, расширяя наши знания о мотивации, одновременно становятся

источником многих ошибок и заблуждений, ибо влекут за собой выводы,

сделанные на основе изучения очень маленькой и не самой репрезентативной

выборки. Я настаиваю на том, что мотивация невротика не может служить

моделью для изучения здоровой мотивации. Здоровье? это не просто отсутствие

болезни, не антоним понятию "болезнь". Теория мотивации не должна

ограничивать себя исследованием защитных уловок и маневров убогого,

неполноценного духа, она обязана устремляться к высшим возможностям здоровой

и сильной личности. Объектом ее внимания и толкования должны стать заботы и

чаяния лучших, величайших представителей человеческого рода.

Я абсолютно убежден в том, что мы никогда не постигнем мотивацию, если

будем изучать больных, а не здоровых людей, именно поэтому я призываю

теоретиков, занимающихся вопросами мотивации, придерживаться позитивного

подхода к данной проблеме.

ГЛАВА 4

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В этой главе я попытаюсь сформулировать позитивную теорию мотивации,

которая удовлетворяла бы теоретическим требованиям, изложенным в предыдущей

главе, и вместе с тем соответствовала бы уже имеющимся эмпирическим данным,

как клиническим, так и экспериментальным. Моя теория во многом опирается на

клинический опыт, но в то же самое время, как мне представляется, достойно

продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она

вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и

гештальт-психологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни,

Райха, Юнга и Адлера. Я склонен назвать эту теорию холистическо-динамической

по названиям интегрированных в ней подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: