1. Организация работы с документами, которые отнесены к государственной тайне.
2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
Любая организация (учреждение) не зависимо от формы собственности и организационно-правовой формы является владельцем документированной информации и должна принимать меры по ее охране в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничение доступа к документированной информации - это защита служебной или коммерческой документированной информации от неправомерного обращения, которое может нанести ущерб организации (учреждению) - собственникам, владельцам, пользователям.
При организации работы с документами ограниченного доступа необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»;
Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
Указ Президента Российской федерации от 6 марта 1997 года № 186 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
|
|
Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 года № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
Документированная информация (документы) с ограниченным доступом в соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» по условиям правового режима подразделяется на два вида:
· информация, отнесенная к государственной тайне;
· информация конфиденциальная.
1. Организация работы с документами, которые отнесены к государственной тайне
Порядок отнесения документов к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", в котором установлены три степени секретности:
• особой важности;
• совершенно секретно;
• секретно.
Порядок отнесения документов к различным степеням секретности регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» был утвержден перечень, который включил в себя наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распространению этих сведений.
|
|
Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения – в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
К государственной тайне может быть отнесен весьма широкий круг сведений, касающихся всех сфер общественной и государственной жизни. При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне, должностные лица, наделенные таким правом, должны учитывать, что определенные сведения не могут являться государственной тайной. В статье 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» указываются сведения, которые не подлежат засекречиванию:
· о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях;
· о стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях;
· о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и состоянии преступности;
· о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством;
· о фактах нарушения прав и свобод человека;
· о размере золотого запаса и государственных валютных резервах;
· о состоянии здоровья высших должностных лиц России;
· о фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами.
Организационные, документационные и информационные технологии по работе со сведениями, относящимися к государственной тайне изложены в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995г. № 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
* принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии с Законом "О государственной тайне";
* письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
* ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
* принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Причины отказа работнику в допуске к государственной тайне указаны в статье 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Правила работы документами, отнесенными к государственной тайне, в учреждениях и организациях определяется специальными инструкциями и положениями, которые имеют одну из степеней секретности.
В 2004 году был принят Федеральный закон "О коммерческой тайне", которым была определена информация, составляющая коммерческую тайну, порядок доступа к ней, способы ее защиты и установил ответственность за ее распространение. В соответствии с данным законом под коммерческой тайной понимается – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[90].