Основой классификации РН по силовым схемам являются схемы нагру-жения топливного отсека, в зависимости от которых различают топливные отсеки, выполненные либо по несущей, либо по ненесущей схеме
Применительно к боевым ракетам термин «ненесущий топливный отсек» характеризовал силовую схему ракеты с неотделяющейся головной (боевой) частью и топливными баками, подвешенными в мощном корпусе, способном воспринять не только нагрузки активного участка полета, но и во много раз превосходящие их нагрузки пассивного участка. В дальнейшем с развитием ракетной техники борьба за повышение конструктивного совершенства привела к появлению боевых ракет с отделяющейся головной (боевой) частью, которая одна достигала цели, а корпус разрушался на пассивном участке полета. Это позволило отказаться от мощного корпуса и обеспечить восприятие сравнительно небольших нагрузок активного участка полета непосредственно корпусами баков. Баки стали «нести» все нагрузки активного участка (силы внутреннего давления, массовые, аэродинамические и др.), т.е. стали несущими, в отличие от ненесущих баков, воспринимающих в основном только силы внутреннего давления.
|
|
В дальнейшем с появлением составных ракет и ракет-носителей термины «несущие» и «ненесущие» баки стали более емкими по своему содержанию и превратились в определенную характеристику ракет-носителей. Силовая схема ракеты-носителя в общем случае характеризует:
-нагрузки, воспринимаемые топливным баком;
-место топливных баков в общей структуре корпуса РН;
-силовую схему обечаек баков;
-уровень технологического обеспечения и сложность производственных процессов по изготовлению баков.
Рисунок 7 - Отвод боковых блоков с разворотом относительно нижнего узла силовых связей: а - выключение двигателей боковых блоков, разрыв верхних силовых связей, начало разделения; б - разворот боковых блоков относительно нижнего узла связей под действием системы сил Р= та;
в) разрыв нижних силовых связей, окончание разделения;1- верхний узел силовых связей; 2 - нижний узел силовых связей; 3 –двигатели
Применительно к характеристике силовой схемы нагрузки, действующие на РН, можно разделить на две группы: нагрузки, действующие на РН в целом, т. е. весь комплекс массовых, поверхностных и аэродинамических сил (сила тяжести, инерционные аэродинамические и гидродинамические силы), и локальные нагрузки, которые действуют в пределах только одного топливного бака, т. е. гидродинамические (давление газов наддува, инерционное давление столба компонента топлива) и массовые силы, относящиеся к
|
|
рассматриваемому баку; в зависимости от конструктивной схемы РН, образующие общий силовой корпус ракеты-носителя.
Место топливных баков в общей структуре корпуса РН определяет схему
в)
Рисунок 8 - Отвод боковых блоков с их параллельным отбросом.
а - выключение двигателей боковых блоков; разрыв силовых связей блоков в «пакете», включение в работу тяг параллелограмма, начало разделения; б - боковой отвод боковых блоков с разворотом под действием системы сил Р= та;в- разрыв связей параллелограмма с ракетным блоком II ступени, завершение разделения; 1 — верхний узел силовых связей; 2 — тяги параллелограмма; 3 - нижний узел силовых связей; 4 - двигатели
их связи со всеми остальными конструктивными элементами и позволяет с учетом этого разделить их на топливные баки, входящие в состав корпуса
РН, и подвесные топливные баки, крепящиеся к корпусу РН как непосредственно, так и через вспомогательные промежуточные элементы (корпусом РН в этом случае могут быть либо специальные каркасные отсеки, либо другие топливные баки).
Силовая схема обечаек баков характеризует уровень осевых сжимающих сил, воспринимаемых обечайкой, и конструктивное совершенство бака. По своей силовой схеме обечайки баков могут быть неподкрепленными и подкрепленными. При равных условиях подкрепленные обечайки по сравнению с неподкрепленными имеют большую несущую способность, лучшее конструктивное совершенство, более разнообразную конструкцию и воспринимают большие сжимающие силы.
Уровень технологического обеспечения и сложность производственных процессов изготовления баков являются прямым следствием силовой схемы обечаек. Для баков с неподкрепленными обечайками технологическое обеспечение проще, а производство менее сложно, чем для баков с подкрепленными обечайками.
С учетом изложенного различают три силовые схемы ракет-носителей: с несущим топливным отсеком, с ненесущим топливным отсеком и комбинированные.
Силовая схема с несущим топливным отсеком имеет входящие в состав корпуса РН баки с подкрепленными, как правило, обечайками, воспринимающими комплексные нагрузки, и характеризуется высоким уровнем производства и достаточно сложным процессом их изготовления.
В некоторых случаях несущий топливный отсек может иметь и неподкрепленные обечайки баков. Так, при отклонении от цилиндрической формы (использование конической формы) изготовление подкрепленной обечайки весьма сложно и более целесообразным является путь повышения давления наддува в баках, приводящий к большой разгрузке их от осевых сжимающих усилий, при этом толщина неподкрепленной обечайки будет больше, чем подкрепленной. Иногда использование подкрепленной обечайки просто нецелесообразно, что обусловливается спецификой компоновочной схемы, при которой осевые сжимающие усилия сравнительно невелики, а разгрузка давлением наддува происходит на относительно большом диаметре бака.
Силовая схема с ненесущим топливным отсеком характеризуется подвеской баков к корпусу РН, неподкрепленными обечайками, простым технологическим обеспечением производства и столь же простым процессом изготовления топливных емкостей.
Комбинированная силовая схема имеет как несущие, так и ненесущие баки.
Преимущества и недостатки рассмотренных силовых схем РН тесно связаны с преимуществами и недостатками возможных конструктивных решений по их реализации, поэтому их положительные и отрицательные стороны целесообразно рассматривать совместно с достоинствами и недостатками конструктивных схем.